По первому снегу на летней резине. Что делать, если вовремя не переобули авто?

Ответственные автовладельцы заблаговременно готовятся к смене сезонов, проводя все плановые работы по обслуживанию транспортного средства в строго обозначенные сроки.

Ответственные автовладельцы заблаговременно готовятся к смене сезонов, проводя все плановые работы по обслуживанию транспортного средства в строго обозначенные сроки. Но основная часть современных водителей не желает обременять себя лишними заботами, а потому в первый снегопад многие въезжают на задубевшей летней резине. Собственно, по этой причине в ноябре после каждого резкого похолодания нам приходится отмечать традиционный «День жестянщика». Чтобы последствия нерадивого отношения к процессу сезонной смены колес не оказались плачевными, этот материал мы решили посвятить более подробному рассмотрению вопроса.

На самом деле, существует огромное количество причин, мешающих своевременно выполнить сезонную смену покрышек. Это и отсутствие времени на посещение шномонтажной мастерской, и нежелание стоять в длинных очередях в эти самые мастерские, и отсутствие существенных морозов, и банальная безответственность многих автолюбителей. Так или иначе, в самые опасные моменты, когда лед только начинает схватываться на поверхности и покрывает своей коварной невидимой пленкой всю проезжую часть, многие автомобили оказываются «обуты» не по сезону. Как с минимальным риском выйти из подобной ситуации?

Эластичность важна и нужна

В силу своих физических свойств резина, предназначенная для эксплуатации в теплое время года, с понижением окружающей температуры начинает дубеть. Уже при +3оС явно ощущается потеря былой эластичности, показатель сцепления с асфальтом заметно снижается. И в тех местах, где зимние покрышки способны быстро остановить автомобиль, летние превращаются в настоящие коньки, обеспечивающие машине эффективное скольжение по дороге.

Судите сами: при температуре воздуха до +7оС летняя авторезина имеет коэффициент сцепления с дорожным полотном не более 0,7. Минусовые температуры способствуют увеличению этого параметра до 0,15. Занос автомобиля – обычное явление при таких характеристиках. И здесь уже абсолютно не имеет значения радиус шин, ширина протектора и площадь соприкосновения с дрогой. Согласно всем известному из школьной программы закону Кулона, основную роль здесь играют показатели сцепления колес с дорогой и масса транспортного средства.

С целью увеличения давления, оказываемого машиной на поверхность дорог, многие производители зимних шин стремятся уменьшить контактное пятно путем сокращения ширины покрышки. Это весьма полезно для обеспечения плотного прилегания покрышки к обледенелой поверхности. Главной особенностью зимних гоночных колес является узкий и колючий протектор, буквально усыпанный длинными шипами.

Остановка двигателем

Существуют ли способы увеличения сцепления летней резины? Этот вопрос интересует многих водителей. Для поиска ответа вновь обратимся к школьному курсу физики. Как известно, сила трения тела, находящегося в покое, значительно превышает аналогичный показатель тела, пребывающего в движении. Таким образом, вращающиеся колеса гораздо плотнее прижимаются к поверхности, нежели заблокированные тормозами. Резкое нажатие на педаль тормоза чревато заносом. Поэтому сбрасывать скорость следует только мотором и трансмиссией. Последовательный переход на более низкие передачи позволит замедлить движение, сохранив при этом оптимальный зацеп покрышек с дорогой. Такой прием позволяет свести к минимуму риск проскальзывания колес.

Двигаясь по скользкому покрытию на второй передаче со скоростью менее 50 км/ч, вы будете отмечать замедление движения при отпускании педали газа. Потребность в использовании тормозов при этом полностью отпадает.

Эффективность данного приема обусловлена возможностью остановки автомобиля на скользком покрытии без риска возникновения заноса. Езда на летней резине по льду и снегу всегда должна осуществляться с легким натягом, доводя двигатель до трех тысяч оборотов и более.

Антибуксовочные приемы и приспособления

«Если метод увеличения оборотов двигателя на небольшой скорости движения не приносит должного эффекта, можно обратиться к еще одному проверенному временем приему, основанному на снижении давления в шинах, — делится опытом один из ведущих специалистов шинной отрасли. – Снизив внутреннее давление до одной атмосферы, можно довести коэффициент сцепления до уровня 0.20.Это обеспечивает сминание резины и обретение ею способности сопротивляться проскальзыванию. Злоупотреблять подобными приемами не стоит из-за увеличения интенсивности износа покрышки. Впрочем, в самых экстремальных ситуациях следует из двух зол выбирать меньшее».

Встретив непогоду в горах или на трассе с многочисленными склонами и возвышенностями, для повышения сцепления летних покрышек воспользуйтесь специальные цепями. Данные конструкции производятся сегодня для колес различного типа, включая легковые, подобрать нужную модель можно в любом автомагазине. Цепи препятствуют развитию скольжения колеса, эффективно цепляются за лед, обеспечивая машине дополнительную поддержку. Несмотря на то, что с таким «девайсом» транспортному средству не удастся развить высокую скорость, возможность езды по идеально гладкому льду будет обеспечена. Впрочем, на цепях не рекомендуется разгоняться более 40 км/ч. В противном случае, может произойти их разрыв и повреждение кузова машины.

Резюмируя все вышесказанное, можно добавить, что езда на летней резине по зимним покрытиям – это весьма рискованное и непредсказуемое мероприятие. Обледенелые участки могут встречаться в самых неожиданных местах, вы никогда не сможете предугадать, что именно ждет вас за следующим поворотом. В связи с этим при малейшем намеке на уход автомобиля в боковой занос следует сбавлять скорость движения. И, конечно, самым верным и разумным решением является своевременная замена летней резины на зимнюю.

1nsk