В неделю с 15 по 21 июля Минздрав России предложил обратить внимание на сохранение здоровья головного мозга. Заведующая детским неврологическим отделением Новосибирской областной больницы, Наталья Ганина, говорит о том, что детский возраст очень важен для развития мозга и формирования когнитивных функций, эмоционального интеллекта и психического здоровья на всю жизнь.
Она объясняет, что сегодня одной из главных проблем в медицине является старение населения. В гериатрии, которая занимается изучением болезней пожилого возраста, неврология занимает ведущую позицию. Старение, прежде всего, связано со старением мозга и потерей когнитивных функций.
Весь мир сейчас сосредоточен на поиске способов контролирования и замедления потери мозговых функций. Но это подход «идти от обратного». Вместо того чтобы думать о том, как не потерять здоровье мозга в старости, нужно думать о том, как его правильно развить с самого начала. Аналогией картины, сначала нужно подготовить холст, потом нанести краски, а уже в конце оформить красивой рамкой. Сейчас все думают о «рамке», но нужно думать о том, как все должно быть сделано и заложено с самого начала.
Мозг ребенка до 7 лет направлен на получение опыта через осязание и тактильные ощущения. Самые чувствительные области — рот, язык и кончики пальцев, которые в дальнейшем будут выполнять сложные функции, связанные с моторикой, речью и артикуляцией.
Рецепторы кожи остальной части тела также важны, они передают информацию о пространстве вокруг ребенка и положении его тела. Использование смартфонов и планшетов для развития ребенка вредно, так как они погружают детей в выдуманный двухмерный мир.
Она отмечает, что в мозгу есть особые зоны, отвечающие за ориентацию тела в пространстве, и они должны получать информацию. Плоский экран смартфона не позволяет представить третье измерение, поэтому эти зоны не развиваются.
Это влияет на мышление, которое становится ограниченным и плоским. Врач считает, гаджеты для мозга ребенка – это смерть.
Она советует родителям создать интерактивную, но безопасную среду вокруг ребенка, чтобы он мог получать личный опыт. Когда ребенок начинает ползать и ходить, он будет исследовать окружающие предметы, касаться разных текстур, форм и поверхностей.
Родители могут предоставить ему возможность играть с различными материалами, такими как песок, вода, глина, разнообразные игрушки разных текстур. Это поможет стимулировать развитие тактильных навыков и чувствительности.
Также важно обеспечить ребенка разнообразными зрительными стимулами. Разноцветные игрушки, картины, книги с яркими и насыщенными цветами помогут развивать зрительное восприятие и цветовое различение.
Кроме того, активное общение с ребенком и чтение ему книг способствуют развитию речи и когнитивных функций. Ребенок должен слышать разнообразные звуки, слова, фразы и истории, чтобы развивать свой словарный запас и понимание мира.
Физическая активность также играет важную роль в развитии мозга. Ребенку нужно давать возможность ползать, ходить, бегать, прыгать и играть на свежем воздухе. Физическая активность способствует развитию моторики и координации движений, а также улучшает кровообращение и поставляет кислород к мозгу.
Наталья Ганина также отмечает, что сон играет важную роль в здоровье мозга ребенка. Детям необходимо получать достаточное количество сна для восстановления и нормального развития. Регулярный сон способствует укреплению нервной системы и позволяет мозгу обрабатывать и усваивать полученную информацию.