29 декабря Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации огласил результаты доследственной проверки по факту смерти Черепанова. В опубликованном на официальном сайте комитета заявлении, в частности, говорится о том, что, согласно заключению судебно-медицинского исследования, при жизни Черепанов около года страдал хроническим миокардитом — заболеванием сердца, которое исключает возможность занятия профессиональным спортом. Непосредственной же причиной смерти явилась острая сердечно-сосудистая недостаточность.
В заявлении также отмечено, что в крови и моче хоккеиста следов алкоголя и наркотиков не обнаружено, однако химический анализ позволяет сделать вывод, что несколько месяцев Черепанов принимал допинг. Кроме того, в ходе доследственной проверки установлено, что бригадой врачей, оказывавшей медицинскую помощь Черепанову, был допущен ряд грубых нарушений. В частности, врачом бригады экстренной медицинской помощи, прибывшей по вызову спустя 12 минут, был поставлен неверный диагноз «биологическая смерть».
Когда мать хоккеиста Маргарита Александровна узнала о новом повороте в расследовании, она, по информации «СЭ», решила подавать на «Авангард» в суд. Даже начала консультироваться с адвокатом. Правда, трудно представить, чьи головы могут полететь в результате этого разбирательства. Особенно с учетом того, что врачам команды и без того грозит тюремный срок, а санкции попечительского совета «Авангарда» против руководителей клуба — дело ближайших дней.
На следующий день после заявления Следственного комитета последовало и заявление КХЛ. В документе на официальном сайте лиги, в частности, говорится о том, что, согласно полученному акту судебно-медицинского исследования, в крови Черепанова был обнаружен кордиамин — препарат, который входит в перечень запрещенных Всемирным антидопинговым агентством (WADA). Также установлено, что этот препарат был введен в организм хоккеиста за три часа до начала матча «Витязь» — «Авангард» 13 октября 2008 года, во время которого и произошла трагедия.
Стоит напомнить: еще после первоначального судебно-медицинского исследования органами следствия было заявлено, что Черепанов страдал болезнью сердца, несовместимой с занятиями спортом, однако о допинге тогда никто не говорил. Тем не менее, по данным «СЭ», при первоначальном судебно-медицинском исследовании биохимический анализ крови, без которого невозможно определить наличие в организме запрещенных средств, не проводился, вследствие чего и было принято решение установить новый срок расследования обстоятельств дела и проведения новой судебно-медицинской экспертизы.
По информации «СЭ», результаты этой экспертизы стали для представителей следствия шоком. Причем, совершенно очевидно, что Черепанов принимал кордиамин не как допинг, а как сильнейший препарат для стимулирования и лечения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Получается, либо сам хоккеист, либо следившие за состоянием его здоровья врачи знали о проблемах с сердцем, но предпочли это скрывать.
На протяжении всего периода следствия не прекращала работу и специальная комиссия КХЛ, проводившая служебное расследование трагического случая. 5 января лига приступила к окончательной стадии рассмотрения материалов проверки, которые содержат более 1000 страниц. Ожидается, что свой вердикт дисциплинарный комитет КХЛ огласит 15 января на специальной пресс-конференции. Однако уже 30 декабря лигой было вынесено определение об отстранении врачей ХК «Авангард» от работы. Также дисциплинарный комитет обратился к президенту КХЛ Александру Медведеву с ходатайством направить на имя председателя Попечительского совета ХК «Авангард», губернатора Омской области Леонида Полежаева письмо с просьбой отстранить президента клуба Константина Потапова и генерального менеджера Анатолия Бардина от работы с командой до окончания рассмотрения дела.
Сотрудники «Авангарда» до объявления официального вердикта КХЛ комментариев не дают. Молчат все — высшее руководство клуба, врачи команды, другие работники. Однако из источников, близких к омской команде, удалось выяснить, какие перемены могут произойти в стане сибиряков в самое ближайшее время.
Так, вне зависимости от итогов расследования обстоятельств гибели Черепанова со своих постов почти наверняка будут смещены руководители «Авангарда». Потапов, вполне вероятно, будет отправлен в отставку уже сегодня. В первых числах января в Омске побывал представитель КХЛ Владимир Сараев, который выяснял подробности «дела Черепанова». По некоторым данным, после этого визита попечительский совет сибиряков порекомендовал Потапову написать заявление об уходе. Сегодня отставку президента, скорее всего, подтвердят официально. Также сегодня в отставку может быть отправлен и Бардин. «Вероятно, Потапов с Бардиным уйдут вместе», — утверждают источники, близкие к администрации Омской области.
По данным «СЭ», решение сместить президента «Авангарда» Константина Потапова далось губернатору Омской области Леониду Полежаеву с немалым трудом. Однако идти наперекор позиции КХЛ губернатор не стал, и прежде всего — по сугубо экономическим причинам. Вступать в конфликт с лигой, президент которой занимает один из высших постов в «Газпроме», было было бы немалым риском, ведь «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»), дочерняя компания одной из крупнейших корпораций России, — основной спонсор омского клуба. В нынешнем сезоне она обеспечила примерно 40 процентов бюджета «Авангарда». В условиях экономического кризиса и неопределенности с финансированием на чемпионат-2009/10 куратор омского клуба предпочел с таким крупным «донором» не ссориться.
При этом Потапов, вполне вероятно, прямого отношения к трагедии, случившейся с Черепановым, не имел. Известно, что детская школа «Авангарда» именно в период работы последнего президента клуба работала очень продуктивно. А к погибшему хоккеисту, самому талантливому выпускнику омской ДЮСШ последних лет, Потапов относился с особой теплотой, как к собственному сыну. Это ни для кого секретом в «Авангарде» не является. Если бы президент знал, что у Черепанова действительно были серьезные проблемы со здоровьем, то ни за что не позволил бы ставить жизнь игрока под угрозу.
В данном случае сработал принцип, похожий на тот, что применяют в вооруженных силах многих стран мира. Командира части, в которой погибает военнослужащий, немедленно отправляют в отставку с понижением в воинском звании. Потому что он в полной мере несет ответственность за жизнь личного состава. Именно такой позиции придерживаются и в КХЛ. А в структуре «Авангарда» высшим руководителем с правом первой подписи был как раз Потапов.
Доктор Сергей Белкин, отстраненный от работы с командой, в последние дни находился в Омске — сдавал дела своему сменщику, врачу фарм-клуба «ястребов» Сергею Веретенникову. От комментариев по «делу Черепанова» Белкин отказывался в категорической форме, но было видно, что переживает он очень сильно. Под угрозой находится не только профессиональная карьера этого специалиста. После передачи материалов расследования в прокуратуру Омской области перспективы у Белкина окажутся совсем безрадостными: против него наверняка возбудят уголовное дело. Если будет доказано, что врач скрывал болезнь Черепанова и не запретил игроку заниматься спортом, Белкин может получить тюремный срок.
В кулуарах «Арены-Омск», однако, говорят, что предварительный вердикт КХЛ стал неожиданностью и для самого Белкина. В разговорах с сотрудниками «Авангарда» доктор подчеркивает, что никакого кордиамина он Черепанову не колол. То же самое Белкин утверждал и в своих показаниях прокуратуре. Предсезонное обследование хоккеиста, по словам врача, не показало никаких проблем со здоровьем. Факт «накачки» спортсмена такими серьезными препаратами, как кордиамин, не мог остаться незамеченным внутри клуба. Однако ни один работник «Авангарда» или близкий к команде человек об этом не знал.
Не знала об этом и мать Черепанова. По ее словам, приведенным в «СЭ» в конце ноября, сын никаких секретов — особенно в разговорах о здоровье — от нее не держал. Правда, она вспоминала, как много времени Алексей проводил в тренажерном зале. За последний год хоккеист и вправду сильно возмужал. Прибавил в весе, раздался в плечах, подрос — это замечали все знакомые Черепанова. Вот и Белкин, по словам близких к «Авангарду» людей, сомневается — тот ли допинг нашли у погибшего игрока? И предполагает, что найденные в ходе проверки анализов вещества могли попасть в организм Черепанова с какими-то препаратами, которые тот принимал самостоятельно. (Напомним, что прошлым летом в подобной ситуации был дисквалифицирован молодой форвард «Магнитки» Мамин. Качался, как и омич, в тренажерном зале, набирал мышечную массу — и употребил что-то из списка запрещенных препаратов). Вот вам еще одна версия, подтвердить или опровергнуть которую сможет только сибирская прокуратура. Когда откроет «дело врачей».