Автомобили Toyota будут собираться на заводе в Санкт-Петербурге

В России начали собирать первые японские автомобили Toyota Camry. Сегодня состоялось официальное открытие завода в Санкт-Петербурге. Toyota стала первым японским автоконцерном, запустившим производство в России. Ее примеру последуют Suzuki, Mitsubishi и Nissan.

Соглашение о строительстве завода с правительством России и администрацией Петербурга Toyota подписала в апреле 2005 года. В июне 2005 года в промзоне Шушары под Петербургом состоялась церемония закладки первого камня. Сегодня 21 декабря завод начал работать. Мощность предприятия составит 50 тыс. автомобилей в год, однако в будущем объемы производства могут быть увеличены в четыре раза до 200 тыс. Инвестиции составят 4 млрд рублей.

Toyota станет первым японским автоконцерном, который запустил производство в России. Следом намерены открыть заводы в России Suzuki, Mitsubishi и Nissan. После того, как Toyota решила прийти в Петербург, строить завод в этом регионе принялись еще четыре автопроизводителя — General Motors, Nissan, Suzuki и Hyundai. «Петербург никогда не забудет, что Toyota была первой, и будет любить ее больше всех», — уверила губернатор Валентина Матвиенко, присутствовавшая на открытии.

Японцы решили прописать в России дорогой седан Toyota Camry. Это вторая по популярности в России модель Toyota после Сorolla, а также хит продаж на ключевых рынках США и Китая. В 2008 году с конвейера нового завода сойдет 18 тыс. автомобилей Camry. Первая модель, кстати, достанется бывшему главе МЭРТ, а ныне главе Сбербанка Герману Грефу (подробнее в доп. материале). Постепенно объемы производства завода будут увеличиваться.

Выбор для сборки в России Toyota Camry вполне логичен. Corolla и без локализации успешно продается в России. За 11 месяцев 2007 года обладателями новых Corolla стали более 35 тыс. россиян. Модель входит в топ-10 самых популярных иномарок в России (топ-10 см. в доп. материале). Правда, в прошлом месяце продажи этой модели упали почти на четверть.

Toyota Camry — более дорогой седан. За 11 месяцев в России было продано более 24 тыс. автомобилей этой марки. Camry входит в топ-20 самых продаваемых иномарок в России. Выбор в пользу дорогой модели объясняется желанием производителя получить более высокую маржу, с одной стороны. С другой — снизив стоимость российской Camry, Toyota сможет увеличить объемы ее реализации в России. Спрос на эту модель пока остается неудовлетворенным. Чтобы приобрести Camry, надо отстоять в очереди два-три месяца.

Пока неизвестно, будет ли снижена цена на Toyota Camry российского производства. Сейчас дилеры предлагают Camry стоимостью от $35,6 тыс. до почти $60 тыс. Потребители и участники рынка всегда ждут от местных иностранных производств снижения розничных цен на российские иномарки. Так поступил в свое время американский концерн Ford, который первым из иностранных концернов открыл завод в России. Снижение цены на Ford Focus российского производства на 15% сразу отразилось на росте продаж модели. Сейчас Focus — бестселлер на российском рынке. И самые большие очереди не на импортированные машины, а на более дешевые российского производства.

Однако есть и противоположные примеры. Немецкий концерн Volkswagen, открывший в октябре завод в Калуге, не оправдал ожидания потребителей. Компания решила оставить цены на автомобили без изменения. Сомнительно, что при одинаковой стоимости VW Passat и Skoda Octavia российской и европейской сборки очереди будут выстраиваться за моделями, собранными в Калуге.

Снизит Toyota цены на российские Camry или нет, пока до конца не ясно. Однако уже сейчас можно сказать, что японцам вполне под силу снизить стоимость машин как минимум на пару тысяч долларов за счет локализации автопроизводства.

1nsk