Госдума приняла сегодня в первом чтении поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Таким образом, процедура получения потерпевшими полагающихся им выплат будет упрощена. Законопроект поддержали 381 депутатов.
Этого события давно ожидали автомобилисты России. Как показала практика ОСАГО, их права на сегодняшний день менее защищены, чем права страховых компаний. Чего стоит, например, такая печальная статистика, приведенная Минфином РФ: в прошлом году страховые выплаты в виде возмещения ущерба вследствие гибели в ДТП были осуществлены только в 5 тыс. случаев, в то время как их было 32 тысячи. Из 285 тысяч человек, получивших травмы, страховое возмещение получили только десять тысяч.
Законопроектом, в частности, предлагается определить страховую сумму, выплачиваемую каждому потерпевшему в размере до 160 тыс. руб., а также установить порядок прямой выплаты убытков. В этом случае при определенных условиях потерпевший может обратиться с требованием о страховой выплате непосредственно к своей компании, с которой заключен договор ОСАГО. Кроме того, законопроектом разрешается оформлять документы о ДТП без участия сотрудников милиции при условии отсутствия потерпевших, взаимного согласия водителей в оценке размера ущерба, в случае, если он не превышает 25 тыс. рублей. Также заменена обязанность страховщика организовывать проведение независимой экспертизы на его право определять необходимость ее проведения по согласованию с потерпевшим.
Теперь документом будет определяться порядок выплат, причитающихся нескольким потерпевшим в том случае, если общий размер ущерба превышает страховую сумму. Это позволит исключить субъективный подход страховщиков к решению вопроса о размере возмещения. Кроме того, предусматривается, что заявление потерпевшего будет рассматриваться в течение 30 дней (сейчас 15 дней). За этот срок страховщик обязан либо произвести выплату, либо направить отказ с объяснениями. При невыполнении этого правила за каждый день просрочки будет уплачиваться пени в размере 1/75 ставки рефинансирования Центробанка.
Заместитель Председателя Госдумы Владимир Катренко выразил надежду, что детальная проработка всех правовых положений при подготовке текста ко второму чтению снимет спорные моменты. Это позволит сформулировать такие нормы, которые, с одной стороны, избавят автомобилистов от лишних проблем, а с другой — не допустят злоупотреблений и хаоса на дорогах.