Создание в структуре Минобороны полка для ликвидации техногенных катастроф может свидетельствовать о желании Сергея Шойгу иметь в ведомстве «собственное МЧС», считают эксперты. Источники «Газеты.Ru» говорят, что создать параллельные подразделения он решил после того, как не удалось забрать часть функционала непосредственно у МЧС.
Заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков сообщил о формировании 100-го отдельного полка обеспечения, главной задачей которого станет оказание помощи при техногенных катастрофах, наводнениях и пожарах на территории страны. В сообщении военного ведомства говорится, что «полк обладает повышенной мобильностью и при необходимости личный состав и техника полка могут быть оперативно переброшены в любую точку России».
Создание подобного полка может быть связано с желанием главы Минобороны Сергея Шойгу, много лет возглавлявшего ведомство по чрезвычайным ситуациям, создать собственное «мини-МЧС» в составе военного ведомства.
«Безусловно, ему хотелось бы иметь такую структуру, которая была бы похожа на войска «гражданской обороны», — говорит эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.
Эксперт напоминает, что войска ГО, которые выполняли функции по борьбе со стихийными действиями, техногенными катастрофами и даже занимались эвакуацией населения при возможной ядерной атаке, были подразделением в составе Минобороны СССР. Стоит отметить, что и школьные военруки учили советских школьников именно курсу гражданской обороны.
Само МЧС, ранее называвшееся «Корпус спасателей», было создано в 1990 году на основе «гражданской обороны». Впоследствии в состав суперведомства, аналогов которому нет нигде в мире, вошли пожарные, ранее находившиеся в структуре МВД.
По мнению Перенджиева, который сам в прошлом служил в МЧС, идея о том, чтобы ведомство стало частью Минобороны, «давно витала в воздухе», и он предполагает, что создание полка может быть своеобразным мостиком к этому. Для того чтобы управлять такой структурой, кадры у Шойгу есть: многие высокопоставленные офицеры МЧС перешли вместе с ним в военное ведомство.
Источники «Газеты.Ru» сообщают, что между экс-главой МЧС и действующим руководителем МЧС Владимиром Пучковым отношения весьма непростые, даром, что сам Шойгу рекомендовал Пучкова на позицию преемника.
Однако поскольку МЧС – плоть от плоти детище Шойгу, все, что связано с ведомством, он, как говорят, воспринимает крайне болезненно. Отсюда попытки забрать в Минобороны часть функционала МЧС. Когда же они не удались – министр обороны начал создавать параллельные подразделения в МО.
Знающие Шойгу говорят, что в отличие от многих министров, занимающих свои позиции многие годы, он продолжает работать с энергией и задором, от чего и возникают иногда межведомственные коллизии, которые спешно приходится разруливать другим.
Однако эксперты полагают, что от идеи взять под контроль большую часть МЧС Шойгу вряд ли откажется: «Он хотя и военный министр, но мышление у него сформировались как у спасателя», — говорит Перенджиев.
Эксперты отмечают, что хотя Минобороны и так является важнейшим российским министерством, Шойгу значительно усилил его политическую роль. Был создал Национальный центр обороны, который должен объединить координацию всех силовых ведомств в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Источник, близкий к Минобороны, ранее назвал новую структуру подобием «ставки Верховного Главнокомандующего» во время Великой Отечественной войны.
* фото Twitter.com_Газета.ru