* фото из архива отдела специального назначения ФСБ России по Приморскому краю
Одно из наиболее эффективных и опытных в мире спецподразделений — группа антитеррора «Альфа» — во вторник, 29 июля, празднует свой 40-летний юбилей.
Подразделение «Альфа» создано 29 июля 1974 года по инициативе председателя КГБ СССР Юрия Андропова и начальника Седьмого управления КГБ СССР генерала Алексея Бесчастного.
Сначала подразделение называлось просто «А», а уже «Альфой» его окрестили журналисты в период августовского путча 1991 года. При разработке положения о российской группе «Альфа» новое название было утверждено президентским указом.
С момента создания «Альфа» сменила уже пять поколений спецназовцев. По оценкам зарубежных экспертов, эта российская группа антитеррора является лучшей в мире. Накануне празднования юбилея ветераны спецподразделения рассказали РИА Новости о жизни группы с момента её создания.
Спасение в смутное время
Подразделение «Альфа» появилось в СССР как нельзя вовремя — теракт, произошедший на Мюнхенской олимпиаде — 1972 (Радикальная палестинская организация «Черный сентябрь» совершила теракт, жертвами которого стали 11 членов сборной Израиля и один немецкий полицейский — ред.), показал, что старые способы обеспечения безопасности мирного населения уже не работают.
Все указывало на то, что такие явления как массовый террор, взятие заложников и политический шантаж все больше и больше будут укореняться в жизни государств. Советский Союз воспринял эти перемены с особым волнением: к середине 70-х годов даже эта сверхдержава не могла ничего противопоставить новой угрозе. Ситуация также усугублялась близостью московской Олимпиады-80.
«Если мы берем 1974 год, то уже тогда все готовились к Олимпиаде в Москве, и никто не был застрахован от тех событий, что произошли в Германии в 1972 году. Всё то же самое могло бы быть и у нас: захваты спортивных делегаций в заложники, шантаж, человеческие жертвы. <…> Именно поэтому нам срочно нужно было создать группировку, которая ничем бы не уступала таким зарубежным спецслужбам как GSG 9 (ФРГ), Delta (США) и SAS (Великобритания) и даже превзошла бы западные аналоги», — вспоминает офицер легендарного первого набора группы «А» Михаил Головатов.
Боевое крещение
По словам ветерана, первая операция, изначально считавшаяся всего лишь «военной стажировкой», прошла в Афганистане и продлилась целых восемь месяцев. Афганская война — традиционная почва для исторической полемики. Переосмысляя эти трагические события сорок лет спустя, ветеран спецслужб не сожалеет о своём участии в этом вооруженном конфликте.
«Я не тушуюсь и абсолютно серьезно говорю, что в то время ввод советских войск в Афганистан был необходим. Конечно, можно было обойтись меньшими потерями, не нужно было вводить сороковую армию, изначально мы могли бы обойтись одними только силами Витебской и Ферганской дивизии. Если кто-то говорит, что мы проходили тогда боевую стажировку, то, извините меня — каждый день мимо нас пролетали пули», — воскрешает в памяти эти события спецназовец.
С первой операцией неминуемо связаны и первые потери: при штурме группой «А» дворца президента Афганистана — Хафиза Амина, двое из 27 офицеров первого набора «Альфы» погибли, а 17 получили ранения.
«ЛИХИЕ 90-е»
Девяностые для «Альфы» стали поистине «лихими»: до 1991 года группа формировалась, копила силы, а в начале 90-х «Альфа» уже понесла масштабные потери.
«В 1991 году, 13 января, во время вильнюсских событий был предательски убит выстрелом в спину наш лейтенант Виктор Шацкий. Затем начались лихие девяностые и за первые две контртеррористической операции в Чечне мы понесли наши основные потери», — вспоминает вице-президент Международной Ассоциации ветеранов этого спецподразделения Сергей Поляков.
По его словам, «Альфа» — одна большая семья: в ней нет бывших, а те, кто вышел в запас, до конца своих дней остаются сотрудниками группы и активно участвуют в её жизни.
«Мы проводим большую работу по увековечиванию наших бойцов: как правило, наши ребята гибнут, спасая заложников или своих боевых товарищей. Нравственные ориентиры бойца «Альфы» таковы, что в первую очередь он должен спасти жизнь заложнику, во вторую — боевому товарищу, а в третью — террористу. Ввиду западных веяний, кое-что изменилось, но сотрудник «Альфы» никогда не убьет безоружного врага», — заверил Поляков.
«Альфа» воспитывает патриотов
В настоящее время «Альфа» опекает 10 именных школ, названных в честь офицеров спецподразделения, и десятки военно-патриотических клубов. У «Альфистов» (так они себя называют — ред.) с ФСБ России есть совместный план по патриотическому воспитанию сотрудников, ветеранов и подрастающего поколения, который регулярно выполняется.
«Наша ассоциация, состоящая из 500 человек, без особой финансовой поддержки проводит очень большую военно-патриотическую работу во многих регионах нашей страны», — сказал Поляков.
Бандиты сдавались, услышав название «Альфа»
Член совета Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Фролов поведал, что из-за секретности работы об «Альфе» в середине 70-х знали только некоторые чиновники, а уже к середине 80-х узнали и преступники.
«Когда преступники брали заложников в середине 80-х, было достаточно только сказать, что выезжает «Альфа», и они сразу же сдавались, говоря, что погорячились», — иронизирует ветеран.
«Альфа» всегда старалась предотвратить теракт, а не просто «бить по хвостам». Основная ценность для «Альфиста», по словам офицера, это жизнь человека. «В этой связи очень важно, что руководство группы всегда учитывало важность жизни не только заложников, но и своих сотрудников», — заключил Фролов.