Он расположен неподалёку от Московского вокзала на улице Роменской. Скоро на месте строительных лесов появится пятиглавый собор. Ольга Фомина посетила церковь в самый разгар ремонта.
Эта напольная плитка чудом сохранилась под советским кафелем спустя столетие. Убранства храма в советское время полностью разрушили. Здание передали заводу. Там был цех гидравлических станков.
Игорь Мазур, протоиерей, почетный настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского: «Здесь ничего не было — ни полов, ни облачения, ни света — ничего, ни крыши».
Купола и колокола снесли, а стенопись зашпаклевали. Но даже после этого храм не потерял необычный облик. Асимметричная композиция, выбеленные фасады, узкие окна отличали его других. Архитектор Андрей Аплаксин создал его по образу древне-киевских и новгородских церквей. По своему местоположению и освящению во имя святителя Петра митрополита Московского храм зримо связывал две российские столицы.
Ольга Фомина, корреспондент: «Прибывающих в столицу на Московский вокзал, тогда он был Николаевским, встречали золотые купола и звон колоколов. С одной стороны храм во имя иконы Федоровской Божией Матери, с другой — церковь святителя Петра — две архитектурные доминанты. Первую часть духовных ворот восстановили в этом году, после реставрации второй уникальная особенность снова станет достоянием Петербурга».
Голоса певчих и молящихся в церкви зазвучали только 19 лет назад, после того как здание вернули епархии. Прихожане начали по крупицам восстанавливать храм.
Геннадий Скворцов, прихожанин: «Благодаря сотням людям он начинает восстанавливаться, мы только сейчас начинаем осознавать насколько это было величественное здание».
Юрий Ли, прихожанин: «Участвовали в ремонте, ну если текущие дела, по электрике решаем, здесь кровля такая постоянно накапливается снег».
Три придела храма почти отремонтированы. В здании появились окна, свет и новые иконы. А вот росписи внутри не будет. Ее не было и раньше. Не успели, началась Первая мировая война. Некоторые утверждают — живопись и не предполагалась по проекту. Зодчий создавал церковь не как художественный и архитектурный шедевр, а место для диалога с Богом. Скромные интерьеры и иконостас.
Артём Наумов, иерей, настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского: «Иконостас был чептырехярусный. Написаны живописные иконы. И в то же время полетность, состояние духовности. Если мы посмотрим вверх, мы увидим, как купол нас устремляет в небеса».
Спускаться на землю тяжело. Первый этаж затоплен водой, придел Николая Чудотворца еще частично заполнен заводскими механизмами. Пол залит бетоном. Тут ремонт будет очень сложным. Его начнут в следующем году. Город выделил средства, а здание храма включили в перечень памятников архитектуры регионального значения. Все будет обновлено. Разве что кресла дискоклуба, который долгое время находился в церкви, оставят, как напоминание о советском прошлом