Российские СМИ практически потеряли интерес к обсуждению «жареной» новости о стоящем в Шереметьеве грузовом самолете с 20 миллиардами евро на борту. Тем более что «новость» эту официально опровергли работники «Шереметьево-Карго», работающие в обычном режиме, без авралов, очень четко, профессионально. Посмотреть на эту работу, так сказать, изнутри нас пригласил генеральный директор компании Владимир Новиков, пообещав провести экскурсию по терминалам предприятия и вместе с нами выяснить, действительно ли в Шереметьеве могут потеряться многомиллиардные грузы?
Что знают обыватели о работе грузового терминала международного аэропорта? По сути, эта информация остается для них если не закрытой, то малоизученной, что неудивительно: будни грузового терминала — это семь рабочих дней в неделю по 24 часа все 365 дней в году. Но чтобы было именно так, специалисты должны отладить логистические процессы в рамках сравнительно небольшой территории. Если они не справляются с задачей, то четко отлаженный конвейер замедляет ход, тормозит, и начинается хаос.
Пришедшим с Запада модным словечком «логистика» сегодня называют все, что связано с грузоперевозками. Даже доставку пиццы. На самом деле этот термин многозначен. Среди множества его значений — планирование, контроль и управление процессами транспортировки, складирования на гравитационные стеллажи
Наука требует особого подхода: внедрение системных продуктов, обучение персонала, перевод документации в цифровую плоскость. Это не столько затратно порой, сколько хлопотно. Но есть и еще один нюанс: четко отлаженная современная логистическая система — враг «серых» схем и «человеческого фактора», когда, например, кладовщик или оператор может ошибиться в пользу конкретного лица.
Многие предприятия не спешат за высокими технологиями, предпочитая использовать старые наработки. Склады с одетыми в промасленные ватники рабочими, небрежное хранение, некачественный контроль, испорченные грузы, длинные сроки доставки, не только в провинции, но и в городах-миллионниках — операторы грузоперевозок работают с таким «интерфейсом». Именно поэтому большинство грузоперевозчиков оказываются неготовыми к принятию и сортировке значительного объема поступлений. Лишним подтверждением тому стал коллапс, который совсем недавно парализовал работу аэропортов, обслуживающих международные перевозки Почты России.
Между тем сегодня существуют технологии, позволяющие минимизировать сроки поставок, обеспечить сохранность грузов и избавиться от заполнения многочисленных бумаг, тормозящих развитие отрасли. Причем передовые технологии логистики базируются на тех же принципах и основах, которые принесли в нашу жизнь, например, мобильные системы. Их преимущества сегодня быстрее взрослых познают и осваивают дети. Родительские айпады и смартфоны в их руках начинают работать на полную мощность. Ведь когда легендарный Стив Джобс положил в наши карманы Интернет, он рассчитывал на то, что этим достижением будут активно пользоваться.
Российская действительность многое корректирует. Но тем ценнее исключение из правил. В поисках мифических миллионов мы прошли по всем технологическим этапам работы с грузами компании ОАО «Шереметьево-Карго». Заметим, что компания, занимая очень скромную площадь, обслуживает большую часть грузооборота международного аэропорта Шереметьево.
Оговоримся сразу — ни самолета, ни поддонов набитых евро, здесь нет, несмотря на публикуемые в СМИ «документы», якобы оформленные за их хранение в «Шереметьево-Карго». Но мы узнали намного более ценную информацию. Во время пиковой нагрузки здесь одновременно принимают более 40 самолетов. Площадь терминалов трудно считать масштабной, поэтому более 15 лет назад акционерное общество озаботилось как раз тем, как принимать вал грузов без потерь, быстро и разумно.
С 1995 года, когда компания начала активно внедрять собственные информационные технологии, а также совместные разработки с ООО «Информационно-логистический центр АЭРОГРАД», она сумела в десятки раз увеличить производственные мощности, пропускную способность, резко повысить эффективность оказываемых услуг и сократить время обслуживания своих клиентов. Даже за время так называемых «коротких рейсов», когда стоянка приземлившегося самолета составляет всего 45 минут, «Шереметьево-Карго» успевает заранее подготовиться к приему грузов и получить все необходимые разрешительные документы. Как? Вся работа ведется в соответствии со стандартом IATA e-Freight, который позволяет практически полностью отказаться от применения бумажных носителей.
О прибытии груза компания уведомляется электронной телеграммой в соответствии с резолюцией по предварительному информированию. В этом документе заложена вся информация о поступающем грузе. Телеграмма автоматически обрабатывается в информационных системах компании, и если груз имеет какие-то особенности, то это отмечается красным цветом.
Как только авиалайнер приземляется, груз встречают приемщики, у которых обязательно есть смартфон. Все грузчики на предприятии получили их для работы строго определенной модели (на сегодняшний день их 150 штук). Все дело в том, что на аппарат каждого поступает задание. На грузы наклеиваются транспортные бирки и штрихкоды, которые позволяют контролировать их прохождение по территории предприятия. Их считывают теми же смартфонами.
Диспетчеры пользуются айпадом, для управленцев закуплено около 100 КПК. Малейшее отклонение от «маршрута» фиксируют установленные повсюду датчики. На специальных тележках, которые тоже маркируются, груз завозится на склад, где перегружается на стеллажи. Все эти действия на каждом этапе обработки груза фиксируются в производственных информационных системах. Его прохождение в режиме реального времени, имея удаленный доступ через Интернет, может видеть и руководитель предприятия, и таможенники, и грузоперевозчик, и клиент.
Кстати, благодаря автоматизации начальники подразделений теперь даже в выходные дни (а терминал работает ежедневно и круглосуточно) на своих айпадах могут в любое время увидеть, где и как работают их сотрудники. Если вдруг замечено повреждение груза, то смартфоном делается фотография. Одновременно с помощью того же смартфона, в котором есть «конструктор актов», автоматически заполняется соответствующий документ. Документ с подкрепленной фотографией тут же, в режиме реального времени передается клиенту и авиаперевозчику. Проводить экспертизу нет необходимости: виновный в порче груза определяется в течение нескольких минут. На предприятии существует мощная система видеонаблюдения, которая, кроме всего прочего, страхует и от недобросовестных грузополучателей. Все процессы контролируются видеокамерами, которые работают круглосуточно, зафиксированная ими информация хранится на жестких дисках не менее месяца.
Очевидно: при таком тотальном контроле скрыть порчу или хищение груза на территории предприятия невозможно. Сегодня «Шереметьево-Карго» пользуется просто беспрецедентным кредитом доверия своих клиентов, среди которых много авторитетных зарубежных компаний. В случае любого ЧП никому и в голову не приходит предъявлять российской компании «Шереметьево-Карго» какие-либо претензии: допустить какую-либо ошибку при такой отлаженной и тотально автоматизированной системе работы предприятие не может ни при каких обстоятельствах.
Оригинал материала опубликован на сайте «Российской газеты».