В России решили проверить картины Рублева на подлинность. Такую проверку инициировало Министерство культуры. В итоге будет исследовано 80 живописных работ, приписываемых иконописцу XIV–XV веков Андрею Рублеву. Затраты исследований составят 600 тыс. рублей.
В Минкультуры говорят, что это будет первое исследование такого масштаба. Не менее 80 работ, приписываемых Рублеву, будут отфотографированны и подвергнуться цифровой обработке, часть работ будет отснята рентгеновским аппаратом и в ультрафиолетовых лучах. В итоге такое масштабное исследование должно выявить художественный почерк Рублева и его «эталонные» произведения.
— Эти данные, в частности, позволят наконец-то отличать работы самого Рублева от творений его «сопостника» и соратника Даниила, — рассказали в ведомстве.
ГосНИИР рассказали журналистам, что инициатива по приборно-технологическому анализу работ, приписываемых Рублеву, принадлежит их институту.
— Сложилась такая ситуация, — рассказывает журналистам директор института Александр Трезвов. — Мы заявляем, что Рублев — достояние страны, объявляем Год Рублева в России, а при этом не можем объективно определить его произведения.
Однако церковь не допускает специалистов для исследования картин. Так, собор Троице-Сергиевой лавры отказал в проведении исследований иконостаса Троицкого собора.
Некоторые эксперты, что эксперты считают, что Церковь хочет обладать произведениями Рублева, но не в состоянии их сохранить . Такое заявление сделал заведующий научно-вспомогательным отделом музея Андрея Рублева Борис Дудочкин.
— Фрески просто гибнут. В соборе во Владимире, например, настолько старая вентиляция, что она гонит в собор грязь, плюс на росписи оседает копоть от свечей и лампад. Прихожане потеют, зимой они заходят в собор в одежде, что равно многим ведрам воды, вылитым на фрески, — отметил он. Так, по словам Дудочкина, в Успенском соборе Владимира уже пять лет обещают поставить кондиционер, но никак не могут.
Как заявил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин все фрески Рублева располагаются можно сказать в музейных комплексах, и за ними следят.
— Большой вопрос, из-за чего более всего пострадали фрески Рублева: из-за богослужений или из-за реставраций, — отметил Чаплин.
При этом священнослужитель положительно отнесся к новой инициативе Минкульта . Самое важно по его словам, не нарушить целостность памятника.
— Церковь с почтением относится к иконе или фреске вне зависимости от того, кем она написана. Хотя знать, что она принадлежит кисти канонизированного святого, конечно, приятно и если это будет установлено, то все будут благодарны.