С книгами Стругацких выросли целые поколения. С ними взрослели, но продолжали фантазировать. Братьев было двое – Аркадий и Борис, а писатель Стругацкий – один. И сегодня ночью не стало последнего из великого дуэта – Бориса Натановича.
Борис был младше своего брата Аркадия на восемь лет. Пережил блокаду. Потом окончил матмех Ленинградского университета и начал работать в Пулковской обсерватории. Первую совместную повесть о путешествии на Венеру – «В стране багровых туч» – Стругацкие написали на спор за бутылку шампанского. А потом за три с небольшим десятилетия совместного творчества появились около 30 повестей и романов, несколько рассказов и киносценариев, пьес.
— Борис Стругацкий был могучим человеком, могучим писателем. Я думаю, что жизнь его произведений будет продолжаться и без него, потому что огромный интерес со стороны и молодежи, и среднего поколения еще живет, — убежден Народный артист РСФСР Михаил Державин.
О самих же Стругацких почти ничего не знали. Возможно, именно поэтому они оставались живой легендой. После смерти брата, Борис Натанович жил тихо, спокойно в обычной петербургской квартире на улице Победы, избегал публичности. Одно из последних интервью сделано любительской камерой.
— Раздаются голоса, что идеалы вообще не нужны, — рассказывал Борис Натанович корреспонденту. — Что вообще не надо думать о будущем. Надо думать о сегодняшнем дне. Чтобы сегодня все были сыты. Все одеты. Все при деле. Чтобы не было бездельников. Это все правильно, но это же легко сказать, что не надо думать о будущем. По-моему, это невозможно.
Стругацкие «захватили» страну еще в 70-х. Тарковский снял «Сталкер», девять раз переписав «Пикник на обочине», А повесть «Понедельник начинается в субботу» стал основой главного новогоднего кинохита страны Константина Бромберга «Чародеи.
Когда умер брат, Борис Натанович продолжил писать один под псевдонимом Сергея Витицкого. Его последний роман «Бессильные мира сего» вышел в 2003-м. Стругацким удалось пригласить всех нас в свои удивительные миры. Но ведь на всех обитаемых планетах, как говорили они сами, дороги ведут к тем, кто их строил.