Чтобы приблизиться к звездам, человек готов на многое: годами проходить различные испытания, изучать строение космических кораблей и станций, учиться надевать скафандр за 3 минуты и даже дышать иначе, чем на Земле. Однако и это далеко не все, что нужно для полета в космос.
Образование
Для тех, кто собирается посвятить свою жизнь космонавтике и полетам в космос, необязательно быть летчиком-испытателем или конструктором космической техники. Желательно, чтобы будущий космонавт получил высшее образование в области физики или биологии, т.к. профессия требует навыков проведения научных экспериментов и опытов. Ведь, как известно, космонавтам приходится не только иметь дело с техникой, но и выращивать в условиях невесомости растения и даже животных.
В России на космонавтов обучают в трех учебных заведениях: в Ракетно-космической корпорации «Энергия», в Российском государственном научно-исследовательском испытательном Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (РГНИИ ЦПК) и в Российском Государственном Институте Медико-биологических проблем при Министерстве Здравоохранения в Москве.
Перед тем, как быть зачисленным в отряд космонавтов, кандидат на зачисление должен пройти двухгодичные курсы по общей теории космонавтики, после чего уже начинается подготовка к полету. Какой она будет — зависит от целей миссии.
Телосложение
Для профессии космонавта не нужно обладать какими-то сверхчеловеческими способностями, обладать большим ростом и грудой мышц. Наоборот, желательно, чтобы кандидат был низкого роста и среднего телосложения.
Оказался в отряде космонавтов — жди полета в космос
Даже оказавшись в ряду лучших из лучших, не стоит рассчитывать на то, что долгожданный полет обязательно состоится: обычно в отряде 20 человек — из них для полета выберут только несколько; этому выбору будет предшествовать от 5 до 10 лет усиленной подготовки, выдержать которую могут не все.
Легкость невесомости
Для многих космонавтов одним из самых серьезных испытаний на орбите является невесомость. В отсутствии земного притяжения кровь перераспределяется и течет не к ногам, а к голове, а это вызывает головные боли, отеки и постоянное ощущение потерянной ориентации в пространстве.
Еще одна метаморфоза, которая происходит с организмом ввиду невесомости — это увеличивающийся рост. Позвоночник вытягивается почти на 5 см.
Для того, чтобы легче перенести эти ощущения в космосе, на земле существуют специальные тренажеры, имитирующие невесомость. У них космонавты учатся правильной координации движений. Также космонавты много времени проводят в барокамере, в которой создается давление большее или меньшее, чем атмосферное.
Космические традиции
Когда тренировки остаются позади, а к полету все готово, приходит очередь космических ритуалов. Многие из них космонавты отрицают, но о некоторых известно из «первых уст». Летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Сергей Крикалев на онлайн-конференции в РИА Новости отметил, что не считает себя суеверным, но перед полетом, как это принято, смотрел фильм «Белое солнце пустыни» и расписался на двери гостиничного номера, где провел ночь перед стартом. Также важно не забыть о фразе — «Поехали!».
Еда в тюбиках
Кухня космонавтов специфична, рецепты выверены годами. Пища для членов экипажа тщательно расфасована, чтобы за пределами упаковки не оказалось ни одной крошки. Иначе даже маленькая частица, попав в дыхательные пути космонавта, может стать причиной трагедии. В «космическом» питании и свои плюсы. Как говорят российские космонавты, разнообразная пища в тюбиках — вкусная, иногда даже вкуснее тех блюд, которые едят в земных условиях. Правда, касается это больше русской кухни, американские космонавты таким разнообразием блюд похвастаться не могут.
Возвращение
В космосе мышечная система очень быстро ослабевает, и чтобы избежать болезней по возвращении домой, во время полета космонавты должны каждый день тренироваться на специальных тренажерах. В условиях невесомости им приходится крутить педали велосипеда и бегать по беговой дорожке.
Восстановление после полета труднее и длительнее, чем адаптация к невесомости. Реабилитация длится около 2-х месяцев, а последствия полета ощущаются примерно столько же, сколько длился сам полет.