Более 20 лет в России идет реформа образования. Но лишь два события
вызвали бурные протесты общества: введение ЕГЭ и проект нового
образовательного стандарта для старшей школы. В итоге единый экзамен
пока остался, а вот стандарты, видимо, будут переписывать.
Благими намерениями
15 февраля на сайте Минобрнауки появился обновленный вариант
стандарта образования для старшей школы. На первоначальный текст
обрушилась лавина критики, кульминацией которой стало протестное письмо
учителя литературы Сергея Волкова, подписанное более чем 25 тысячами
человек.
В стандарте есть один шокирующий недостаток и
одно кажущееся достоинство. Недостаток в том, что школьникам навязывают
четыре обязательных предмета (в новом варианте они названы общими):
физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, «Россия в мире»
(призванная воспитать патриотизм) и некий «индивидуальный проект» (во
внеурочное время). Кажущееся же достоинство в том, что старшеклассник
сможет изучать не все предметы, а только те, которые ему нужны для
поступления в вуз.
Выбор нужно сделать из десяти предметов (четыре обязательных плюс
шесть по выбору). Каждый сможет решить, на каком уровне ему изучать
науки: базовом, профильном или интегрированном.
В отредактированном варианте, помимо замены слова «обязательный» на
«общий», появились и более серьезные изменения. После волны возмущения,
связанной с отсутствием русского языка в ряду обязательных предметов,
авторы стандарта обязали всех школьников изучать русский и литературу,
объединив их в единый предмет. Точно так же в единый предмет
«математика» объединили алгебру и начала анализа с геометрией. По мнению
математиков, в итоге дети не будут знать ни того, ни другого. Авторы
стандарта «убили» еще четыре предмета.
Зачем объединять русский с литературой
По версии учителя литературы лицея «Воробьевы горы» Евгении Абелюк,
уступка авторов стандарта, связанная с введением гибрида
«русский-литература», объясняется негласным договором с высокими
финансовыми ведомствами не увеличивать число предметов, обеспеченных
стандартом. Их как было десять, так и осталось. Раз общественность
требует, чтобы русский изучали все, пожалуйста — изучайте. Но — с
литературой. Это создает иллюзию того, что дополнительно за литературу
платить не придется. При этом авторов совершенно не интересует, что
такой гибрид уничтожит литературу в школе. Значит, будущие филологи
будут платить вузовским репетиторам. Точно так же, для экономии средств,
в единый предмет «математика» сливают алгебру с геометрией. И здесь —
те же последствия.
За что придется платить
Предметы, которые не уложатся в «стандартную» десятку, станут
платными. Кому-то придется платить за являющуюся третьей в
образовательной области «естественные науки» физику, а какой-то
чудак-родитель и вовсе захочет, чтобы его ребенок изучал науки в полном
объеме. Вводя платные услуги, авторы стандарта опираются на 43-ю статью
Конституции, которая гарантирует бесплатность и обязательность только
девятилетнего среднего образования. Но при этом игнорируют тот факт, что
в 2007-м году в стране был принят закон об обязательном (а значит,
бесплатном) полном общем среднем образовании (одиннадцатилетке).
Платные услуги поощряются и 83-м законом (о
казенных, бюджетных и автономных учреждениях), который, по сути,
превращает школу в коммерческое учреждение, вынужденное зарабатывать
деньги.
Рассчитать сегодня, во что обойдутся дополнительные предметы
родителям, невозможно (об этом РИА сказали директора школ): мало того,
что в Москве, Тюмени или других нефтегазовых регионах финансовые
нормативы одни, а в Костроме — другие, но и в Москве есть гимназии с
15-процентной доплатой учителям, а есть — обычные школы. Что будет в
2020 году, когда стандарты должны стать обязательными для всех школ —
одному Богу известно. Но ясно, что платить придется практически всем:
одним либо за историю, либо за географию, либо за обществознание (это
три предмета в одной образовательной области), другим — за второй
иностранный язык. Впрочем, руководитель группы разработчиков стандартов
гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, сказал, что
из одной образовательной области все-таки можно выбрать три предмета, но
за счет шестой образовательной области. Напомним, что это искусство,
астрономия, технология, дизайн, а еще — родной язык и литература.
Понятно, что детей в республиках обяжут изучать родной язык и
литературу, а искусство как предмет у нас всегда был на задворках.
Сильнее всего пострадают профильные лицеи и гимназии, где много
дополнительных дисциплин. В лицее «Воробьевы горы» это по два часа в
неделю «поэтики», зарубежной литературы, второго иностранного языка,
всеобщей истории, а еще дополнительный час на русский язык. А в
знаменитой математической школе №2 — спецматематика и спецфизика.
Заметим, что такие учебные заведения и производят интеллектуальную элиту
страны. Но дети, которые в них учатся — совсем необязательно из
обеспеченных семей. Во второй школе, например, из 420 учеников 100
получают бесплатное питание (они из малообеспеченных семей). Будущее
таких школ, а значит, и нашей науки — призрачно.
Выбор выбору рознь
Одна из декларируемых целей стандарта — забота о разгрузке детей. Но
разгружать можно по-разному. Если взять за образец профильные школы, то
там изучают все предметы. Только одни на базовом, а другие на профильном
уровнях. Ребенок, если он вдруг передумает быть математиком, может в
любой момент перейти в стан гуманитариев: мало кто уже после 9-го класса
твердо знает, чем он хочет в жизни заниматься. К тому же, в профильных
школах есть и общеобразовательные классы, для тех, кто еще не
определился. А по новому стандарту подросток лишает себя возможности в
будущем изменить выбранную в 15 лет траекторию. Взял шесть предметов — и
вперед! Разве что после окончания школы поступить снова в 10-й класс?
Нужен бассейн и автодром
Новый стандарт — это лишь набор требований к образованию. Но на какие
деньги они будут реализовываться — непонятно. Стандарт требует, чтобы в
школе были актовые, спортивные и хореографические залы,
стадионы, спортивные площадки, автогородки, осуществлялось строительство бассейнов … И все это великолепие
должно быть оснащено игровым, спортивным оборудованием. Но поскольку, по
словам Олега Смолина, в бюджетах на 2012-2013 годы расходы на
образование будут увеличиваться по одному проценту в год, при
планируемой инфляции 7-8 процентов, в реальном исчислении финансирование
будет сокращаться. В итоге либо эти условия просто не будут
реализовываться, либо директора школ станут собирать с родителей деньги.
Законодательные неувязки
Итак, новые стандарты не увязаны с законом об обязательной бесплатной
одиннадцатилетке: за многое придется платить. Но зато (помимо
Конституции) они удачно монтируются с 83 законом, по которому школы
превращаются в коммерческие учреждения, заточенные на зарабатывание
денег. Стандарты не увязаны и с законом о ЕГЭ: Александр Кондаков
заявил, что скоро начнется подготовка новых контрольно-измерительных
материалов.
Стандарт не соответствует новой системе оплаты
труда учителей, подушевому финансированию: как будут оплачивать работу
учителей, если их предмет выберет всего несколько человек?
За популистскими лозунгами стандарта (разгрузить учебу
старшеклассникам, дав им возможность выбора), стоят совсем другие цели:
сэкономить на школьном образовании, сделав его по сути платным.