В Московском патриархате поддержали законопроект о переименовании милиции в полицию, принятие которого планируется уже осенью. При этом глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин указал на особую чувствительность некоторых верующих в вопросе о сборе правоохранительными органами персональных данных.
«Принятие такого закона представляется очень своевременным. Он сделает органы охраны правопорядка более открытыми к диалогу с обществом, для взаимодействия с его составляющими, в том числе с религиозными общинами», — сказал в понедельник отец Всеволод.
Священник отметил, что, согласно законопроекту, банки данных, которые будет составлять полиция, относятся именно к тем категориям лиц, сбор данных о которых действительно необходим, — осужденным, подозреваемым и так далее. При этом, по его словам, законопроект избегает неопределенных формулировок, оставляющих возможность для произвола. Он выразил надежду на то, что эти данные будут «достаточно защищены, а нормы закона, которые это предполагают, — реально действовать».
Отец Всеволод предложил лучше подумать о формулировке 14-го пункта 30-й статьи законопроекта, которая запрещает работникам полиции публично выражать отношение к религиозным объединениям, сообщает «Интерфакс».
«Да, неправильно было бы, чтобы полицейский, например, говорил, что Православная церковь хорошая, а Духовное управление мусульман плохое. Но религиозная свобода предполагает ее внешнее выражение. Будучи верующим, человек не может это скрыть: находясь в храме, он будет молиться, присутствуя на пятничном намазе, он сделает поклон, и это в некотором смысле является публичным действием», — заметил собеседник агентства.
Поэтому, по его мнению, нужно отделить выражение предвзятого отношения к той или иной религиозной общине в ходе служебной деятельности от свободного выражения человеком своих религиозных чувств.
«При этом, конечно, нельзя не согласиться с тем, что полицейский не должен использовать служебные полномочия в интересах какой-либо религиозной общины, ведь он призван относиться к человеку беспристрастно, вне зависимости от того, какие религиозные убеждения он исповедует, если эти убеждения не являются экстремистскими и общественно опасными», — добавил представитель Русской церкви.
Вопрос о названии полиции он тоже считает важным. Священник напомнил, что термин «милиция» был придуман Временным правительством и, по его мнению, «не отражает сути работы современных правоохранительных органов». Это западный термин, который означает «вооруженное население, ополчение». Сегодня в английском языке его все чаще употребляют в значении «отряд боевиков, вооруженная толпа».
«Именно поэтому этот термин сегодня имеет скорее негативную коннотацию, и нам сложно объяснить жителям большинства стран мира, почему мы по советской привычке употребляем его по отношению к правоохранителям.
Термин «полиция» традиционен для русской дореволюционной истории, понятен он и жителям других стран. Мне он кажется более приемлемым и правильным», — подытожил отец Всеволод.
Между тем в России сейчас проходит общественное обсуждение закона «О полиции». Как заявил президент РФ Дмитрий Медведев, «пришло время вернуть милиции ее прежнее название и именовать впредь наши органы правопорядка полицией». Принятие этого закона планируется уже осенью. Россияне опасаются, что переименование милиции в полицию обернется только новыми непредвиденными затратами. Между тем сам глава государства заверил население, что бюджет не понесет серьезных потерь из-за этой инициативы.
Глава государства подчеркнул, что переименование не потребует выделения специального бюджета и таблички и другие атрибуты в срочном порядке менять не будут.
Некоторые указывают на то, что слово «полиция» только введет в заблуждение большую часть населения, которая привыкла к названию «милиция». Впрочем, есть и другая точка зрения: слово «милиция» вызывает у многих негативные ассоциации. Таким образом, новое обозначение старого явления может в какой-то степени изменить к нему отношение.