Сегодня, 21 июня, «Независимая газета» написала о том, что Федеральная служба безопасности опубликовала на своем сайте проект приказа, где подробно описывается порядок работы с сообщениями граждан о готовящихся терактах. Речь идет об условиях выплаты вознаграждения осведомителям.
Документ под названием «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт» явно фиксирует порядок, давно существующий внутри ведомства. Фиксацию эту приветствует, например, адвокат Генрих Падва, подчеркнувший в беседе с корреспондентом «НГ», что долгое время «все эти темы были достаточно закрытыми – чуть ли не государственной тайной считались».
Расходы на выплату денежного вознаграждения лицам, «оказывающим содействие», будут зависеть от степени обеспеченности ФСБ «необходимыми бюджетными средствами, предусмотренными на оперативно-розыскную деятельность федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом». Размеры выплат должны учитывать меру личного участия граждан в борьбе с терроризмом, а также получение «значимых результатов» этой борьбы.
Сообщение о готовящемся террористическом акте, помимо прочего, должно обязательно привести «к выявлению, предупреждению (предотвращению) либо пресечению террористического акта». Сообщающий гражданин должен предоставить «достоверные сведения в отношении сил, средств, приемов и методов совершения» теракта.
Президент фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский считает появление документа явлением положительным: «В сущности, перед нами прейскурант, ведется некая торговля – грязная по технологии, но очень полезная по результатам».
Такого рода инструкции, подчеркивает эксперт, есть во всех странах: «И они нужны, поскольку есть много любителей тянуть денежки ни за что или, что еще хуже, оговаривать невиновных людей. Обычно эти вещи детализируется таким образом, чтобы человек нес ответственность за то, что он говорит».
В сфере финансирования осведомителей во все времена было много злоупотреблений, указывает Глеб Павловский: «Там, где есть секретные фонды, есть и секретные расхищения».
Однако, уверен собеседник «НГ», наши спецслужбы «скорее можно упрекнуть в том, что у них мало возможностей»: «Они мало пользуются ими, за исключением некоторых моментов на Северном Кавказе. А ведь терроризм устраним только агентурным проникновением. Другого способа не найдено до сих пор. К сожалению, сведения, которые поступают с Кавказа, говорят часто о другом – о том, что там происходят частые похищения, явно не бандитами, видимо, с целью получения «выжиманий». Этот метод одновременно и преступен, и неэффективен. Он питает терроризм на Кавказе. А вот деятельность циничного коррумпирования околотеррористической среды, как и аналогичная деятельность в криминальном мире, является самой надежной».
Требования к сообщениям о терактах не кажутся эксперту преувеличенными: «Жесткие условия для выплаты вознаграждений просто поощряют людей попробовать достать документы… В нашем обществе доносят только люди специфические, как раз те, которым не очень можно верить. У нас в стране существует массовое недоверие к правоохранительным органам».