Вопрос о взятках оказался в числе первых в ходе работы первой «горячей линии» по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) 2010 года, организованной Общественной палатой (ОП) РФ. Как выяснилось, выпускники школ и техникумов по-прежнему не знают процедуры экзамена и своих прав, зато они в курсе цен за успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку и математике. Некоторые из них даже пытались выяснить в Общественной палате, почем можно будет купить другие экзамены, сообщает «Новый регион» со ссылкой на «Московский Комсомолец».
Так, выпускник из Карачаево-Черкесии проинформировал ОП, что в республике хороший результат ЕГЭ по русскому языку стоит 100 тысяч рублей, а по математике — 150 тысяч рублей. И это, по словам звонившего, вполне приемлемая цена: «Поступление в вуз намного дороже». Чуть позже те же ценовые ориентиры подтвердил звонивший из Краснодарского края.
Два звонка по поводу взяточничества в школах прозвучали из Дагестана. Здесь, со слов звонивших, цены умереннее, но зато охват шире: «10 тысяч — учителю, 5 тысяч — в экзаменационной аудитории и 1 тысяча — на входе в ППЭ (пункт приема экзаменов)». Без этого, пояснил он, «никто не будет даже паспорт проверять».
По словам зампредседателя Комиссии ОП по образованию Любови Духаниной, «полученная информация — серьезный повод для последующей проверки». Всего в Общественную палату позвонили более 2 тысяч человек с вопросами и жалобами по процедуре ЕГЭ. Причем значительная часть продемонстрировала абсолютное незнание процедуры ЕГЭ, а заодно — своих прав и обязанностей. Первая информация с «горячей линии», по словам Духаниной, говорит о том, что правовой механизм у нас до конца так и не отработан.
27 мая в Общественной палате был представлен доклад «Коррупция в системе образования России». Автор исследования, социолог фонда ИНДЕМ Владимир Римский, приводит в докладе факты коррупции на всех уровнях образования: от начального до высшего, пишет GZT.RU.
Значительное место в докладе уделено ЕГЭ. Социолог отмечает: несмотря на то, что ЕГЭ был введен как альтернатива субъективным и «серым» итоговым экзаменам в школе и приемным — в вузы, проблему коррупции он так и не решил, а только усугубил. «Коррупция просто перетекла из вузов в школы, а, кроме того, вырос гигантский серый рынок репетиторства: школьников стали натаскивать на ЕГЭ», — указывает Римский.
«Система ЕГЭ — чрезвычайно закрытая система. Что происходит внутри, не знает практически никто. Разработан экзамен в бюрократической логике. Никакие институты, кроме самого Минобразования, не могут проанализировать результаты на уровне одного города или всей страны. Однако что-то вылезает, как, например, факт, что в 2009 году результаты ЕГЭ по математике в Башкирии были выше, чем в Москве. Это абсурд. В Москве лучше готовят математику, чем в Башкирии. Это медицинский факт», — возмущается социолог.