Российские вузы сегодня делают шаг в Европу. Для диплома о высшем образовании теперь будет достаточно четырёх лет учёбы. Приблизит ли это нашу высшую школу к европейскому качеству?
Абитуриентка Марина точно не знает, чем бакалавр отличается от специалиста. Но если обязательную образовательную программу в вузах сократят до четырех лет, девушка твердо намерена идти учиться два дополнительных года, получать степень магистра.
Марина Воробьева, абитуриентка: «Ну, в принципе, если учиться хочется, если учиться требуется, то время не имеет особого значения».
Министерство образования требует вместить все необходимые знания в четырехлетку, правда, преподаватели сомневаются в том, что за такое время можно подготовить хорошего учителя, психолога или юриста. По некоторым специальностям не пришли еще новые образовательные стандарты. В результате, есть риск превращения бакалавра в недоученного специалиста.
Елена Андриенко, профессор Новосибирского государственного педагогического университета: «Заботит тот факт, что больше студентов идет в бакалавриат, чем в магистратуру. Это первое. И второе: нам, в принципе, не очень нравится бакалавриат, потому что нам хотелось оставить специалитет столько, сколько мы могли».
Однако решение принято. К следующему году все вузы России должны перейти к новой модели обучения. В то же время в Министерстве образования оставили ряд специальностей, по которым нужно учить пять лет. Но их число значительно сократили.
Анатолий Батаев, проректор Новосибирского государственного технического университета: «Всего было чуть более 500 специальностей, я еще раз повторюсь, осталось 107. Это специфические особые специальности, много специальностей связано с подготовкой для оборонных отраслей промышленности».
Из всех врачебных специальностей лишь три решено вести по старой системе, из педагогических – одну, по работе со слаборазвитыми детьми. Остальным учителям отвели лишь четыре года для получения первого высшего. В то же время на освоение театральных специальностей оставили пять лет. В общем, как формировали эти списки, не совсем понятно, говорят в вузах. Неясным остается и то, как привлекать студентов в магистратуру. Здесь важна заинтересованность в более подготовленных специалистах самих работодателей, но последние пока в стороне от процесса.
Людмила Осьмук, доктор социологических наук: «45 % заявили, что они работали уже с бакалаврами и магистрами, и тем не менее из этих 45 % не все имеют четкое представление, кто такие бакалавры, кто такие магистры».
Социологи предлагают стимулировать молодых людей грызть гранит науки: специалистам с магистерским дипломом платить больше, чем с бакалаврским. Но в Новосибирске пока не вводят двухуровневую оплату труда.