Новую военную доктрину России утвердил президент Дмитрий Медведев, передает «Интерфакс». Полный текст опубликован пресс-службой президента. Кроме того, глава государства утвердил и «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года».
Среди основных внешних угроз — «стремление наделить силовой потенциал Организации Северо-Атлантического Договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока».
К внешним угрозам отнесены и развертывание систем противоракетной обороны (ПРО), милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия.
— Военные конфликты станут непредсказуемыми
— Россия может первой применить ядерное оружие
— Основы ядерного сдерживания утверждены, но не опубликованы
Военными угрозами являются территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела.
Также, отмечается в новой Военной доктрине, что угрозами являются распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества стран, обладающих ядерным оружием.
Военной угрозой РФ, согласно документу, являются развертывание и наращивание военных контингентов иностранных государств на территориях стран, сопредельных с РФ и ее союзниками, применение военной силы на территориях государств, сопредельных с РФ, в нарушение Устава ООН и других норм международного права, распространение международного терроризма.
В Доктрине также говорится: «Несмотря на снижение вероятности развязывания против РФ крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности РФ усиливаются».
Основными внутренними военными опасностями в Доктрине названы попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ, дезорганизация функционирования органов власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ.
«Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов, и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов», — говорится в Доктрине.
В документе отмечается, что многие региональные конфликты остаются неурегулированными, тенденция к силовому разрешению конфликтов, в том числе в регионах, граничащих с РФ, сохраняется. «Существующая архитектура международной безопасности, включая ее международно-правовой механизм, не обеспечивает равной безопасности всех государств», — говорится в документе.
Военные конфликты станут непредсказуемыми
Военные конфликты, которые могут возникнуть в мире, будут характеризоваться «непредсказуемостью их возникновения» и скоротечностью, а ядерное оружие будет оставаться важным фактором из предотвращения, говорится в Военной доктрине.
Кроме того, признаки военных конфликтов будущего — это «избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил)».
Как отмечается в Военной доктрине, «овладение стратегической инициативой, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно- космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей».
Ее составители прогнозируют, что «для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники».
Доктрина допускает, что «с применением обычных средств поражения, ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт».
Предстоит усовершенствовать системы противовоздушной и военно-космической обороны, военного образования, территориальной и гражданской обороны, систему информационного обеспечения Вооруженных Сил и других войск, повысить престиж военной службы.
Россия может первой применить ядерное оружие
«Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против России с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства», — гласит Военная доктрина.
Решение о применении ядерного оружия принимает президент РФ. Но все же важнейшей задачей РФ является недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого. Для этого предстоит не только держать войска в готовности, но и взаимодействовать с СНГ, ОБСЕ, ШОС, Евросоюзом и НАТО.
Перечисляя приоритеты военно-политического сотрудничества, Военная доктрина начинает с Белоруссии, упоминая, в частности, Военную доктрину Союзного государства. При этом Россия рассматривает вооруженное нападение на государство — участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры. Затем идут государства — члены ОДКБ, другие страны СНГ, страны ШОС и, наконец ООН и тому подобные организации.
Применение Вооруженных Сил правомерно для отражения агрессии против России или союзников, поддержания или восстановления мира по решению Совета Безопасности ООН и аналогичных структур, а также для защиты своих граждан за рубежом.
Основы ядерного сдерживания утверждены, но не опубликованы
Президент утвердил также «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года».
«Предполагается развивать наземную, морскую и воздушную компоненты ядерной триады. Все они будут сохранены», — сказал заместитель секретаря Совета безопасности РФ, бывший начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Юрий Балуевский.
«Россия должна гарантировать свое поступательное демократическое развитие, имея гаранта стабильности — ядерное оружие как форму стратегического сдерживания», — сообщил он.
«Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие только в том случае, когда под угрозу поставлено само существование государства», — сказал генерал Балуевский о новой военной доктрине.
Накануне секретарь Совета безопасности РФ, бывший директор ФСБ Николай Патрушев заявил журналистам, что новая военная доктрина России также уже окончательно принята на оперативном совещании, и в ближайшее время президент Дмитрий Медведев утвердит ее. За основу при подготовке новой военной доктрины РФ были взяты более ранние документы, поэтому «она не отвергает то, что было раньше». Текст оставался в секрете до его подписания президентом.
Затягивание с обнародованием новой военной доктрины эксперты связывали с нежеланием раздражать США, мешая затянувшимся переговорам по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Интересным нашел обозреватель Независимого военного обозрения» высказывание заместителя начальника Генштаба, генерал-полковника Анатолия Ноговицына. Он утверждал, что Военная доктрина «будет состоять из двух частей – открытой, которая будет включать главным образом военно-политические аспекты, и закрытой, где будут четко определены вопросы правоприменения армии и флота, включая использование ядерного оружия».
При этом «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года» президентом опубликованы не были.
Напомним, проект новой Военной доктрины был подготовлен в ноябре 2009 года. В истории современной России это будет третий вариант военной доктрины. Создатели редакции 1993 года исходили из того, что военные конфликты исключены. В варианте 2000 года сказано, что доктрина имеет оборонительную направленность.
«Но жизнь не стоит на месте. Дальнейшее развитие обстановки в мире показало, что военные конфликты возможны, и даже крупномасштабные», — отмечал Николай Патрушев.