«Талибы должны отказаться от терроризма ради национального примирения в Афганистане», — с таким заявлением выступил президент Хамид Карзай в интервью журналу «Шпигель». По его словам, в Кабуле будут приветствовать каждого талиба, который возвращается на родину, если только он не является членом «Аль-Каиды». Карзай также напомнил западным партнерам, что их помощь будет необходима, независимо от сроков вывода войск. Своими заявлениями Карзай подвел итог международной конференции по Афганистану, которая завершилась на прошлой неделе в Лондоне.
«У вас часы, у нас время», — эти слова, произнесенные когда-то талибами, как нельзя точно отражают ситуацию. Запад не знает, что делать в Афганистане и хватается за любую соломинку, которая позволит ему вылезти из афганской трясины, сохранив лицо.
Только за прошлый год потери союзников составили 520 человек. Это почти треть всех погибших за восемь с половиной лет. 44 солдата убиты в течение этого января. И это притом, что основные бои традиционно начинаются только весной.
Афганистан находится на восточной оконечности Иранского нагорья и лежит на пересечении сухопутных путей из Ближнего Востока, Средней Азии, Индостана и Индокитая. В древности страна занимала исключительно важное стратегическое положение перекрестка империй. В «круглом мире» Афганистан перестал играть ту роль, которую выполнял в «мире плоском», но попытки завоевать эту территорию не прекратились. Головокружительные перевалы в разное время штурмовали персы, греки, гунны, монголы, британские и советские солдаты. Но никто не задержался надолго. Большая часть территории страны сурова и труднопроходима. Афганистан легко завоевать, но невозможно удержать.
Главная интрига Лондонской конференции – план по примирению с талибами. Как он будет работать и, вообще, жизнеспособна ли эта программа, не знает никто. Руку дружбы предложил протянуть Хамид Карзай. Риск огромный, если взвесить все «за» и «против», и невероятно дорогой. 140 миллионов долларов – и это только начало. Но вот где гарантия того, что деньги вновь, как и в предыдущие годы, не осядут в кошельках афганских и, возможно, ряда ооновских чиновников? Впрочем, даже не это главное. Сами талибы – вот кто будет в первую очередь мешать процессу.
Само название «талиб» – означает студент. В основном, члены движения – это пуштуны, ученики пакистанских медресе. «Талибан» сформировался в начале 90-х, когда Афганистан был на грани полного распада – десятки полевых командиров вели бесконечные сражения. Талибы быстро завоевывают популярность в народе, стальной рукой наводя порядок в провинциях, разоружая враждующих боевиков, заново открывая торговые пути. Однако вскоре становится ясно: движение исповедует самую жесткую интерпретацию ислама – запрещается телевидение, танцы, вводятся публичные казни, женщины не имеют право работать и учиться, обязаны скрывать лицо.
Поддержку талибам оказывают пакистанские спецслужбы и даже, возможно, ЦРУ. Расклад сил резко меняет теракт 11 сентября 2001 года. НАТО начинает контртеррористическую операцию в Афганистане. Движение «Талибан» уходит в подполье.
Условие боевиков предельно простое – никаких переговоров, пока сапоги иностранных солдат топчут афганскую землю. И действительно, какой смысл разговаривать с интервентами, если талибы уверены: как только союзники покинут Афганистан, они возьмут власть в свои руки. Пусть даже если это произойдет через 5, 10 или 15 лет.
У талибов сейчас есть возможность нападать в любое время и в любом месте Афганистана. Они, бесспорно, следят за международной политикой, и не исключено, что специально привлекают к себе внимание общественности постоянными атаками.
Не в восторге от примирения с талибами и западные страны. И хотя и генерал Маккристал и генерал Петреус выразили заинтересованность в этом плане, на Западе считают, что силовое решение слишком рано сбрасывать со счетов, а ставить сроки вывода войск из Афганистана стратегически неверно. Главная цель союзников – расколоть движение, которое, впрочем, и так не представляет собой монолитную организацию. Скорее, это многочисленные группировки, едва подвластные единому центру. Но если рядовых членов движения, многие из них сражаются за 10-15 долларов в месяц, еще можно перетянуть на свою сторону, пообещав солидные гонорары, то купить лидеров «Талибана», не говоря о Мулле Омаре – это уже из области фантастики.
Наконец, совершенно непонятно, какую роль в так называемом «примирении» будет играть Пакистан. На Лондонской конференции Хамид Карзай призвал Исламабад на помощь, но в последнее время отношения двух государств, мягко говоря, далеки от идеала, даже несмотря на, казалось бы, теперь общую угрозу.
И, пожалуй, единственный человек, который верит в успех – это сам Хамид Карзай. Во всяком случае, афганский президент на встрече с Меркель был предельно откровенным: Кабул не намерен сидеть на шее у союзников.
Но проблема в том, что положения Карзая слишком шаткое. Во всяком случае, при взгляде с Запада. Многие афганцы считают власть Карзая нелегитимной – настолько очевидными были подтасовки на минувших президентских выборах. Чиновники и полиция погрязли в коррупции. Армия без масштабной помощи НАТО не в состоянии противостоять экстремистам. Как показывает последний год, талибы сейчас в состоянии нанести удар практически в любой точке Афганистана, даже самой охраняемой.
25 августа не менее 40 человек погибли и свыше 60 были ранены в результате подрыва нескольких заминированных грузовиков в Кандагаре.
Краткая хронология последних событий:
4 сентября — американские военные нанесли удар по бензовозам, которые талибы угнали в провинции Кундуз. Погибли, по разным данным, от 50 до 90 человек, в основном мирные жители.
29 сентября — в провинции Кандагар на фугасе подорвался пассажирский автобус. Около 30 человек погибли.
28 октября — боевики захватили представитель ООН в Кабуле. Погибли 13 человек, из них 6 сотрудников миссии.
30 декабря — террорист-смертник проник на американскую военную базу в провинции Хост и привел в действие взрывное устройство. Погибли 7 агентов ЦРУ.
18 января — талибы организовали самую крупную за последние годы вылазку на Кабул. Боевики захватили несколько зданий, обстреляли правительственные учреждения и устроили взрывы в многолюдных местах.
Прошедшая в Лондоне конференция уже четвертая по счету. Три предыдущие завершились без особого успеха. Участники тех встреч строили амбициозные планы по восстановлению Афганистана, строительству дорог, борьбе с бедностью, увеличению грамотности. Ясно одно — чтобы распутать весь этот клубок противоречий нужно время, много времени, а оно-то как раз работает на талибов.