Видимо впечатлившись драматическим трагифарсом, в основе сюжета которого лежит спасение американского автопрома, премьер Путин озвучил несколько инициатив, призванных удержать на плаву предприятия автопрома отечественного.
Среди прочего, правительство намерено стимулировать спрос на продукцию российских автомобилестроителей, для чего будет субсидировать ставки по кредитам на покупку «бюджетных» машин стоимостью до 350 тысяч рублей. Также на закупку отечественных автомобилей федеральным органам власти предполагается дополнительно выделить 12,5 миллиарда рублей. Наконец, с 12 января будут существенно повышены пошлины на ввоз иномарок.
Хотя эти меры призваны защитить все автосборочные предприятия на территории страны, вне зависимости от их национальной принадлежности, всем очевидно, что главным бенефициаром окажется «АвтоВАЗ». Об этом, в частности, свидетельствует реакция инвесторов: в понедельник акции волжского автозавода на ММВБ подорожали на 24,62%.
На самом предприятии тоже не скрывают, что активно лоббировали возведение новых барьеров для импортных автомобилей, прежде всего недорогих подержанных машин, которые отбивают у него российских покупателей.
В одном из недавних интервью на телеканале «Вести» президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин заявил буквально следующее: «Мы добивались введения пошлин до уровня практически запретительного, потому что мы можем оказаться в ситуации, когда рынок будет наводнен старыми автомобилями, и новый автомобиль никто не будет покупать».
Подобная позиция руководителя «АвтоВАЗа» не вызывает никакого удивления, но не выдерживает критики, хотя бы потому, что очередные пошлины фактически закрывают внутренний рынок не только для подержанных, но и для новых иномарок, с которыми вазовская продукция при всем желании конкурировать никогда не могла.
Не вызывает удивления и другое: как и всегда в таких случаях волжский автозавод воспользуется обстоятельствами, чтобы поднять отпускные цены на свои автомобили — с 26 января для всего модельного ряда они увеличиваются на 2-3%.
Казалось бы, что здесь такого? В конце концов, компании хоть как-то надо компенсировать выпадающие доходы, в том числе из-за инфляции и обвального падения продаж в конце года. К тому же будет дорожать не только продукция «АвтоВАЗа». Например, на сопоставимую величину с нового года будут подняты цены на все бренды американской GM, продаваемые в России. Сравнение «АвтоВАЗа» с GM действительно выглядит небезынтересно.
При всей колоссальной разнице, сегодня обе компании столкнулись, по сути, с одинаковыми трудностями и вынуждены решать сходные проблемы. И та и другая все последние годы стремительно теряют внутренний рынок под напором более эффективных и гибких иностранных конкурентов. И та и другая располагают устаревшим модельным рядом, который больше не пользуется спросом у покупателей. И та и другая вынуждены нести колоссальные издержки на программы, не связанные с основным бизнесом (пенсионное и социальное страхование у GM, тольяттинская «социалка» у «АвтоВАЗа»), висящие на их балансах тяжким грузом. Наконец, и та и другая играют важную роль в экономиках своих стран, и поэтому могут требовать и получат помощь от своих правительств.
Спору нет: в нынешних обстоятельствах подобная помощь, наверное, действительно необходима. Вопрос в том – и здесь между двумя компаниями большая разница – на каких условиях она будет предоставлена. Как известно, чтобы получить государственные кредиты GM пришлось убедить американских законодателей в том, что эти деньги будут израсходованы на повышение эффективности бизнеса – разработка соответствующего плана была обязательным условием выделения средств. При этом в случае ненадлежащего его исполнения государство может прекратить финансирование, что означает для GM банкротство.
Ничего подобного не грозит «АвтоВАЗу». Предпринятые государством меры — вульгарный протекционизм в чистом виде, — не требуют от волжской компании никакой перестройки. Это означает, что нынешняя крайне неэффективная и неконкурентоспособная модель бизнеса «АвтоВАЗ» будет законсервирована на неопределенное время.
А российские автомобилисты снова лишатся реальной альтернативы низкокачественной, к тому же постоянно дорожающей, продукции волжского завода. А свое отношению к этой самой продукции они уже высказали вполне однозначно. Для этого достаточно взглянуть на то, что сегодня происходит в Приморье.