Авария на российской АПЛ.

08.11.08 при проведении ходовых испытаний одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота ВМС России неожиданно сработала система пожаротушения. Итогом включения "гасящего" оборудования стала гибель 20 человек - как рабочих судостроительного предприятия, так и военнослужащих.

В субботу днем при проведении ходовых испытаний одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота ВМС России неожиданно сработала система пожаротушения. Прискорбным итогом несанкционированного включения «гасящего» оборудования стала гибель 20 человек — как рабочих судостроительного предприятия, так и военнослужащих. Помощник главкома ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало поспешил заверить журналистов в том, что сама лодка повреждений не имеет, реакторный отсек работает в штатном режиме, а следовательно, и радиационный фон на субмарине в норме. Эту информацию подтвердил и неназванный источник РИА «Новости», уточнивший что инцидент произошел в носовой части корабля, а реактор расположен на корме. Испытания субмарины, тип и название которой пока не известны, остановлены, в настоящее время она направляется в пункт временного базирования.

Можно предположить, что «пострадавшей» стала подлодка «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б», в натовской классификации известная как Akula). Дело в том, что в конце октября представители Амурского судостроительного завода сообщали, что в Приморье начались именно ее ходовые испытания. «Нерпа», которая относится к подводным лодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году, однако вследствие известных политических, а затем и экономических проблем ее действительное сооружение началось лишь в 1999 году. Водоизмещение субмарины составляет 12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — четыре торпедных аппарата по 533 миллиметра, столько же 650-миллиметровых.

Возглавляющий оборонное ведомство Анатолий Сердюков немедленно доложил Дмитрию Медведеву о случившемся. Президент поручил министру в постоянном режиме информировать его о ситуации на подлодке, а также провести всестороннее тщательное расследование ЧП и оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших. Одновременно глава государства поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести полное расследование происшествия.

В настоящее время на атомных подлодках размещены две системы пожаротушения: воздушно-пенная и лодочная объемная химическая. Первая предназначена для тушения локальных очагов пожара и состоит из двух станций, размещенных в концевых отсеках. Вторая используется при тушении в объеме помещения (кроме пожаров порохов и боезапаса) и состоит из станций пожаротушения, которые размещены во всех отсеках за исключением реакторного. Реакторный отсек защищается отдельными станциями. Пуск системы может быть осуществлен дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами из главного командного поста или с местного пульта станции, а также вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке.

Атомная подводная лодка прибыла во временный пункт базирования в Приморье. Как сообщил помощник главнокомандующего военно-морским флотом Игорь Дыгало, «в 10.30 мск атомная подводная лодка в сопровождении прибыла во временный пункт базирования в Приморье и ошвартовалась у причала».

«Лодка из района ходовых испытаний в Японском море осуществляла движение самостоятельно в сопровождении спасательного судна «Саяны», информирует ИТАР-ТАСС. Главная энергетическая установка работает нормально. Радиационный фон в норме», — подчеркнул он.

По факту происшествия на подводной лодке Тихоокеанского флота, в результате которого погибло 20 человек, Следственный комитет при прокуратуре (СКП) возбудил уголовное дело. Как сообщил официальный представитель СКП Владимир Маркин, военно-следственным управлением СКП на ТОФ возбуждено и расследуется уголовное дело по статье «Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц». «Создана следственная бригада, ведется расследование», — сказал Маркин.

Говорить о причинах происшествия на АПЛ на Дальнем Востоке можно будет лишь после экспертиз, которые займут длительное время. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин. «По уголовному делу, возбужденному военными следственными органами СКП РФ по Тихоокеанскому флоту, назначены и проводятся судебно-медицинские, судебно-техническая и организационная экспертизы, проведение которых займет длительное время», — сказал он.

«Только после обработки результатов экспертиз можно будет говорить об причинах происшествия на подводной лодке», — подчеркнул представитель СПК. «Уже проведены первые судебно-медицинские экспертизы, результаты которых подтвердили, что смерть наступила в результате попадания в легкие газа фреона, выброс которого произошел после срабатывания систем пожаротушения», — добавил Маркин.

По уточненным данным, в результате ЧП на подводной лодке погибли 20 человек, 3 членов экипажа и 17 гражданский лиц члены сдаточной комиссии завода-изготовителя. 21 человек из числа пострадавших находятся в военном госпитале.

1nsk