Самыми автомобильными городами России стали города Дальневосточного региона и Сибири: Владивосток, Иркутск, Сургут и Тюмень – именно здесь люди меньше всего ходят пешком. Если в Москве лишь третья часть официально зарегестрированного населения передвигается на автомобилях, то во Владивостоке, например, на машине ездит каждый второй. То, что больше всего автовладельцев насчитывается в сибирских и дальневосточных городах, говорит не столько о том, что люди там зарабатывают больше, сколько доступностью почти новых и совсем подержанных автомобилей из Японии.
В августе-сентябре 2008 года аналитическое агентство «Автостат » провело исследование структуры автомобильных парков по городам России. Аналитики исследовали 170 российских городов с населением свыше 100 тысяч человек. По каждому городу по всем основным автомобильным брендам была проанализирована структура парка автомобилей по году выпуска. Всего по состоянию на начало 2008 года автомобильный парк в РФ начитывал более 30 млн. легковых автомобилей. В итоге выяснилось, что российский автопарк приживается в основном за счет северных и восточных регионов, где люди, оказывается, живут гораздо лучше, чем в Центральной части РФ.
Так, самым «автомобильным » городом по плотности автомобилей в городе в итоге стал Владивосток. Здесь на каждую тысячу жителей приходится по 566 автомобилей, при том, что общая численность города составляет 581 тыс. человек. То есть больше половины города ежедневно садится в автомобили. Еще бы, ведь на дальневосточном рынке существуют все предпосылки для того, чтобы менять машины, как перчатки благодаря возможности импорта недорогих подержанных, или почти новых автомобилей из Японии. Так, около 50% парка легковых авто мобилей на Дальнем Востоке приходится на бренд Toyota. Вторая по популярности автомобильная марка в Приморье — это Nissan. Она занимает 15% парка Владивостока. Далее в рейтинге предпочтений жителей главного дальневосточного города идут Mitsubishi (7%), Honda (4,8%), Mazda (4,1%), Suzuki (2,4%), Subaru (2,1%) и Isuzu (1,6%).
В целом, аналитики отмечают, что на долю японских марок здесь приходится 87% парка. А вот американские, европейские, корейские и китайские марки на Дальнем Востоке встречаются крайне редко. На долю всего остального мирового автопрома (отличного от японского и российского) приходится менее 3% парка Владивостока. Аналитики также отмечают, что автомобильный парк Владивостока самый старый среди крупных городов России. Доля машин в возрасте 10 лет и старше здесь превышает 80%. Для сравнения таких автомобилей в Москве насчитывается 37%, а в Санкт-Петербурге — 38%.
За Владивостоком следует «сибирская автомобильная тройка»: Красноярск (384 автомобиля на 1 тыс. человек), Сургут (378 автомобилей на 1 тыс. человек ) и Тюмень (374 автомобилей на 1 тыс. человек ). Здесь даже юольше, чем каждый третий передвигается на колесах – в этих городах плотность автомобилизации больше, чем в Москве (334 автомобиля на 1 тыс. человек). Все остальные крупные города численностью от 700 до 1, 5 миллионов человек (Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа, Ярославль, Иркутск), в среденем имеют около 200-250 автомобилей на каждую тысячу человек – то есть даже в городах-миллионниках только пятая часть населения может позволить себе иметь машину. Кстати, в Санкт-Петербурге, втором по численности городе России (4 571 тыс. человек) степень автомобилизации такая же (238 автомобилей на каждую тысячу человек), то есть, сравнительно небольшая. И правда, какой-то страсти к автомобильным новинкам, как в Мсокве, здесь не питают – или просто уровень доходов чуть ниже. Посмотрим, как изменится ситуация после открытия новых питерских автозаводов.
Москва, хоть и является самым большим городом по численности населения (где официально проживает 10 443 000 человек, а неофициально на 2-6 миллионов больше) – не самый автомобилизированный город в России. Официально, на каждую тысячу человек здесь приходится 338 автомобиля, в пробках на дорогах стоит только третья часть населения – все остальные полтора десятка миллионов человек ежедневно спускаются в метро. Но на самом деле и людей и машин в Москве гораздо больше, ведь строго разграничить город и Московскую обасть невозможно.
Аналитики констатируют, что московский авторынок уже на 90% занят иномарками. Самая распространенная иномарка в Москве, также как и в Питере – это Ford. В группу лидеров по приросту парка помимо Ford входят такие марки как Nissan (30882 шт.), Hyundai (28408 шт.), Chevrolet (23609 шт.), Toyota (23505 шт.), Mitsubishi (23330 шт.), Opel (19407 шт.), Renault (17119 шт.). Замыкает десятку лидеров японский бренд Mazda (15744 шт.), а на подступах к ней стоят еще две японские марки Honda (14485 шт.) и Suzuki (13577 шт.). Тем не менее, аналитики отмечают, что в структуре парка Москвы по-прежнему достаточно много автомобилей Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и Audi, масово завозимых еще в 90-е годы. В итоге все эти четыре марки пока еще входят в десятку лидеров по размеру парка.
В это время лидерами по количеству российских моделей оказались города Ростов-на-Дону, Волгоград и Краснодар. Но и здесь, в последнее время прирост парка идет в основном за счет новых иномарок. Доля российских марок также относительно высока в таких городах как Махачкала, Тамбов, Орск, Нальчик, Уфа, Воронеж, Рязань, Пенза, Набережные Челны, Смоленск, Саранск и ряде других. Самыми слабо насыщенными в автомобильнмо плане стали такие, между прочим, крупные города как Волгоград (181 автомобиль на 1 тыс. человек), Пермь (185) и Челябинск (188). Видимо, все-таки в этих городах люди живут достаточно бедно и только менее чем пятая часть населения может позволить себе иметь машину.
В целом, если брать европейскую часть России, то отчетливо прослеживается тенденция – чем меньше город, тем меньше там свежих иномарок и больше число старых отечественных машин. Единственным исключением в этой закономерности являются малые города Московской области – здесь и обеспеченность населения автомобилями выше среднего и доля новых иномарок значительно больше. Анализ российского автопарка также продемонстрировал, насколько силен все-таки «праворульный блок » дальневосточного и сибирских регионов. Если вдруг правительство все же решится на запрет правого руля, страшно представить даже, что будет, если автомобилисты «большой сибирской тройки» выйдут на улицы