Президент Грузии Михаил Саакашвили рассказал в интервью The Wall Street Journal, как «на самом деле» началась война в его стране. «Любой, кто считает, что Москва не планировала этого вторжения, что мы, Грузия, неоправданно спровоцировали его, крупно ошибается», — заявил грузинский лидер. «Стали бы мы провоцировать войну, когда все наши западные друзья разъехались на отдых? Исходите из здравого смысла», — подчеркнул он.
По версии Саакашвили, Россия начала планировать вторжение в его страну за несколько недель или даже месяцев. «Несколько месяцев назад западные лидеры предостерегли меня в Дубровнике, что этим летом следует ожидать нападения. Путин уже пригрозил мне в феврале, заявив, что мы станем протекторатом России. Когда в июне я встретился с Медведевым, он держался очень дружелюбно. Я вновь увиделся с ним в июле — это был уже совсем другой человек, настороженный, уклончивый. Он пытался меня избегать. К тому времени ему что-то стало известно», — рассказал президент.
«Наше решение вести боевые действия было принято в последнюю секунду, когда российские танки уже шли — у нас не было выбора, — пояснил Саакашвили. — Мы взяли на себя инициативу только для того, чтобы выиграть немного времени. Мы знали, что нам не победить российскую армию, но были обязаны хоть что-то сделать для самообороны». (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
— Саакашвили рассказал, как российские военные массово насиловали грузин и хоронили их заживо
«Мне позвонил министр обороны и сказал, что российские танки, около 200 единиц, сосредотачиваются, чтобы войти из Северной Осетии в Цхинвали, — продолжил Саакашвили. — Сначала я проигнорировал информацию, но все время поступали известия, что они двинулись вперед. В действительности они мобилизовали резервы несколькими днями ранее».
В качестве подтверждения своей версии событий Саакашвили предложил прикинуть, сколько времени нужно, чтобы сконцентрировать сотни танков и через два дня оккупировать целую страну?
«Впоследствии мы узнали от летчиков, которых сбили, — рассказал Саакашвили, — что их вызвали сюда тремя днями ранее, из Москвы и других подобных мест. Накануне к нам поступали разведданные, но мы просто не могли им поверить. Кроме того, в последние недели сепаратисты усилили артиллерийские обстрелы и стреляли по нашим солдатам».
«Я все время твердил ребятам: «Сохраняйте спокойствие», — продолжил грузинский президент. — Собственно, мы держали большую часть наших войск близ Абхазии, где, как нам казалось, начнется настоящая заварушка. Вот что я вам скажу: если бы мы собирались напасть, то сначала вывели бы наши самые подготовленные части из Ирака».
Причины «российской агрессии» и временной фактор
На вопрос корреспондента газеты о том, почему это случилось именно сейчас, почему российская сторона не перешла к действиям раньше или позже, Саакашвили ответил, что дело в комбинации нескольких факторов: внимание было отвлечено Олимпиадой в Пекине и выборами в США, Путин только сейчас консолидировал свою власть, зимой танки рискуют завязнуть в грязи.
Но, по мнению Саакашвили, вероятно, среди факторов, которые этим летом предопределили судьбу Грузии, превалировали два. Первый: в апреле НАТО отсрочило решение о приеме Грузии в свои ряды до своего следующего саммита в октябре, и сейчас Москва решила, что имеет последний шанс предотвратить вступление Грузии в НАТО. Второй: вторжение следовало осуществить прежде, чем обстановка в Ираке улучшится и высвободятся американские войска для действий в других местах.
«Если Америка считает себя слишком слабой для вмешательства из-за Грузии, то вам следует осознать, как воспринимают это русские, насколько Москва уважает сильные Соединенные Штаты — или, как минимум, США, которые верят в собственную силу», — указал Саакашвили