Ранее сообщалось, что руководство Абхазии обратилось к России с просьбой о защите морской границы непризнанной республики. Как утверждал неназванный военный источник, это нужно для предотвращения поставок в Грузию вооружений морским путем. При этом возможная блокада Грузии с моря позволила бы избежать эскалации боевых действий в Абхазии, добавил источник.
Однако представитель штаба опроверг сообщения ряда СМИ о том, корабли Черноморского флота блокируют побережье Грузии. «Эти сообщения не соответствуют действительности, — сказал он. — Блокада побережья означает войну с Грузией. Мы в состоянии войны с Грузией не находимся». По словам источника, «цель нахождения группировки кораблей Черноморского флота в этом районе — готовность к оказанию помощи беженцам».
Эти сообщения вызвали неожиданную реакцию Киева. Сегодя же МИД Украины заявил, что республика оставляет за собой право запретить возвращение на базу в Севастополе кораблей и судов, которые примут участие в конфликте вокруг Южной Осетии. По данным украинских властей, речь идет о выходе к берегам Грузии оперативной группы кораблей ЧФ под командованием адмирала Александра Клецкова, в состав которой входят ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Сметливый», корабли «Муромец» и «Александровец», два ракетных катера, морской транспорт «Генерал Рябиков» и спасательное судно «Эпрон».
Свою готовность запретить российским кораблям вернуться в Севастополь Украина объясняет нежеланием быть втянутыми в конфликт на Кавказе. При этом в Киеве заявили, что выразили обеспокоенность тем, что российская сторона медлит с подготовкой и подписанием соглашения об участии Черноморского флота в конфликтных ситуациях.
Ответ Москвы не заставил себя долго ждать. Как заявил на пресс-конференции в российской столице заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, наше внешнеполитическое ведомство уже в скором времени начнет переговоры с Украиной по вопросу возвращения кораблей Черноморского флота в Севастополь. «Мы специально займемся этим вопросом в контактах с нашими партнерами», — сказал замминистра. По его словам, российские корабли подошли к абхазской территории, поскольку Москва не хочет, «чтобы в Абхазии повторилась ситуация», подобная в Южной Осетии.
В свою очередь, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Анатолий Наговицын, комментируя позицию Киева, отметил, что заявление МИД Украины о возможных последствиях вступления в боевые действия с Грузией для Черноморского флота является для России «новым, требующим проработки». «Вмешалась третья сторона, — заявил генерал-полковник. — Что за этим стоит, мы пока не знаем». Он также подчеркнул, что в настоящее время Черноморский флот не ведет никаких военных действий в отношении грузинских судов, но указал при этом на наличие «некоего ограничения по режиму».