Четвертое транспортное кольцо в Москве побьет рекорд Ла-Манша

В дорожном строительстве поставлен абсолютный мировой рекорд - $716 млн за километр. Именно по такой цене столичные власти готовы построить 3,9-километровый участок трассы Четвертого транспортного кольца (ЧТК). Общая сумма подряда - 66,63 млрд руб. Строительство пролива под Ла-Маншем стоило в два с лишним раза дешевле.

В дорожном строительстве поставлен абсолютный мировой рекорд — $716 млн за километр. Именно по такой цене столичные власти готовы построить 3,9-километровый участок трассы Четвертого транспортного кольца (ЧТК). Общая сумма подряда — 66,63 млрд руб. Строительство пролива под Ла-Маншем стоило в два с лишним раза дешевле.

Контракт на строительство одного из отрезков ЧТК в Москве ушел с молотка в минувшую пятницу. Аукцион проводился на понижение: начальная цена — более 67 млрд руб. Выиграла тендер — практически без изменения цены — компания «Мостотрест», акционерами которой являются структуры РЖД (25,1%), менеджеров «Н-транс» и инжиниринговая компания «Группа Е4» Михаила Абызова.

В тендере также участвовали НПО «Космос», корпорация «Трансстрой» Олега Дерипаски и «Мосинжстрой» (85% которой подконтрольны «Альфа-Групп»). Компания «Мостотрест» основана в 1930 году. Занимается строительством и реконструкцией железнодорожных, автодорожных и городских мостов и путепроводов. Выручка за первое полугодие 2007 года по РСБУ — 13,97 млрд руб., чистый убыток — 146,6 млн руб.

Как сообщил Тендерный комитет, «Мостотрест» назначил самую низкую цену за строительство 3871 м магистрали — 66,63 млрд руб. Таким образом, 1 км стоит 17 млрд руб., или $716 млн. Расчеты, впрочем, условны: помимо самой магистрали подрядчик должен построить ещё 12 километров развязок и прилегающих дорог. Тем не менее, проект выглядит очень дорогим, отмечают эксперты, опрошенные «Ведомостями». Для сравнения, проектная стоимость строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье протяженностью 530 км составляет 469 млрд рублей. На отдельных участках трасса по проекту имеет 6-8 полос в каждую сторону.

Два Ла-Манша

Строительство дорог в России, а особенно в Москве, всегда было делом затратным: МКАД обошлась в свыше $100 млн за км., километр Третьего транспортного кольца стоил $117 млн. По сравнению с западными строительными нормами цена выглядит нереальной. В США, например, стоимость строительства 1 мили (1,6 км) четырехполосной дороги укладывается в $6-8 млн. Среднеевропейский километр ровной дороги стоит 1 млн евро. Даже для самых сложных участков $50 млн за километр — это предел, отмечают эксперты.

Стоит напомнить, что европейская «стройка века» — 51-километровый туннель под Ла-Маншем — по окончательным расчетам обошелся в 16 млрд евро, или около 314 млн евро за км. Это с учетом строительства всех трех туннелей — двух основных с рельсовыми путями для поездов, грузовых и пассажирских, и одного служебного, а также системой вентиляции и охлаждения рельс. Таким образом, ушедший с торгов участок ЧТК оценен более чем в два раза дороже Евротоннеля за километр строительства (10 лет назад евро был дешевле доллара).

Сложность

«Мостотрест» обещает освоить деньги за три года и сдать объект в 2011 г. Как пояснил «Ведомостям» гендиректор «Мостотреста» Владимир Власов, стоимость высока из-за сложности работ. Кроме того, цена контракта окончательная и не будет пересматриваться на уровень инфляции. Представитель «Мосинжстроя» также указывает на сложность работ: по земле пройдет только 2200 м дорог, остальное — эстакады.

Что построят

Дорога будет иметь четыре полосы движения в каждую сторону плюс по полосе при съездах с ЧТК и въездах на него. Работы включают в себя участки переустройства подземных коммуникаций и строительства искусственных сооружений по шоссе Энтузиастов, проспекту Буденного, Перовской улице, улицам Плеханова и Буракова. В качестве компенсации для 7500 владельцев гаражей, попадающих в зону строительства, будут построены два гаражных комплекса на 3800 и 1400 машино-мест. Полностью открыть ЧТК планируется в 2015 г. Общая протяженность трассы — 74 км — в два раза больше Третьего транспортного кольца.

1nsk