Меньше чем за неделю своих кресел лишились губернаторы целых двух крупных российских регионов: Иркутской области и Ставропольского края. Сами по себе уволенные воеводы уже давно являлись полностью отыгранными политиками. Но их “вылет” позволяет во весь голос задать важный вопрос: идет ли речь о “лебединой песне” уходящего хозяина Кремля или о “первых ласточках” грядущей массовой зачистки губернаторского корпуса при новом президенте?
Формальных предпосылок для массовой отправки воевод в политические небытие после вступления в должность нового президента хоть отбавляй. Но точно с такой же вероятностью большинство губернаторов могут сохранить свои посты. Ведь главная особенность системы ротации региональных боссов — бессистемность.
До 2004 года при всех многочисленных махинациях судьбу регионального главы определяло мнение избирателей. А чтобы понять сроки схватки за губернаторское кресло, достаточно было заглянуть в расписание выборов. Сейчас стало окончательно ясно, что взамен мы получили политсхему, постоянно генерирующую полную непредсказуемость.
Сейчас согласно закону губернаторы имеют право поставить перед вновь избранным президентом вопрос о доверии. И если Кремль сочтет это нужным, то в России вскоре может быть вновь запущен процесс массового переназначения губернаторов.
Есть и косвенный признак, указывающий на то, что перед многими воеводами вскоре замаячит реальная перспектива отставки. Обычно во время общенациональных выборов центр приветствует любые инициативы местных чиновников, направленные на обеспечение победы “правильных” кандидатов. Но во время последней президентской гонки Москва постаралась до предела ограничить роль сотрудников региональных властных структур. От них требовали лишь механического исполнения спускаемых из центра директив. Многие восприняли это как признак того, что местным элитам недвусмысленно сигнализируют: новоизбранный президент ничем вам не обязан!
Однако фокус в том, что в зависимости от обстановки внутри Кремля региональных лидеров вполне могут и оставить в покое. Ведь закон вовсе не требует от губернаторов обязательно слагать полномочия перед вновь избранным президентом. Он лишь предоставляет им такую возможность…
Многовариантность законодательства приводит к тому, что в каждом конкретном регионе события развиваются по совершенно особому сценарию. Наглядный пример — только что состоявшаяся замена губернатора Иркутской области. Прежний губернатор Тишанин поссорился в своей вотчине с кем только можно и вообще откровенно не тянул. Но причина того, что его убрали именно сейчас, видимо, совсем в другом.
Новым и.о. губернатора стал ставленник близкого путинского соратника Сергея Чемезова Игорь Есиповский. Многие эксперты убеждены, что при президенте Медведеве властный ресурс Чемезова может уменьшится. Поэтому для него было крайне важно нанести упреждающий удар — решить вопрос с иркутским губернаторством, пока в Кремле еще сидит Путин…
Бывший ставропольский глава Черногоров уже давно считался политическим банкротом. Но пока не будет объявлено имя нового губернатора, понять, в чем именно состоит глубинный смысл ставропольской рокировки, будет невозможно. Ведь есть значительная вероятность, что кандидатуру нового краевого главы в местный парламент будет вносить уже президент Медведев.
Одним словом, судьба власти в любой российской провинции сегодня зависит от огромного количества самых разных случайных факторов. Есть ли у Кремля кто-то на скамейке запасных? Какой из многочисленных политико-экономических планов на данном конкретном участке “кремлевского фронта” сумел одержать победу и протащить своего ставленника? Есть ли шансы на то, что другие кланы не объединятся и не поставят крест на уже вроде бы почти законченной комбинации?
Короче, система ротации губернаторов даже в теории потеряла все признаки прозрачности. Есть, правда, разрекламированные “критерии Козака”, которые якобы позволяют оценить эффективность работы любого губернатора. Но в чиновничьих кругах вышеупомянутые критерии считают лишь “фиговым листком”, призванным оправдать решение, принятое абсолютно по другим причинам…