Любой покупатель недвижимости в России может лишиться и денег, и квартиры

Шокирующее заявление сделали риэлторы. На специально собранной пресс-конференции по безопасности сделок с недвижимостью они заявили: по сути дела, любая квартирная сделка в России является рискованной и может быть аннулирована в любой момент. А покупатель при этом останется и без жилья, и без денег.

Шокирующее заявление сделали риэлторы. На специально собранной пресс-конференции по безопасности сделок с недвижимостью они заявили: по сути дела, любая квартирная сделка в России является рискованной и может быть аннулирована в любой момент. А покупатель при этом останется и без жилья, и без денег.

До сих пор риэлторы били себя кулаком в грудь, особо отмечая, что только они, профессионалы, гарантируют полную чистоту сделок, проверяют всю цепочку операций с квартирой — от момента ее приватизации до последней купли-продажи. И вот на тебе: оказалось, все это — миф. Реальность же совершенно иная.

— История сделок с недвижимостью с каждым годом становится все сложнее. Мы стараемся проверить всю цепочку, но сделать это не удается, — призналась президент Московской ассоциации риэлторов (МАР) Анна Лупашко. — Мы стараемся проверить всю информацию, но нам она до сих пор не выдается.

Например, по словам риэлторов, Федеральная регистрационная служба не выдает им выписку из реестра, по которой должны проверяться все произведенные в отношении квартиры акты регистрации. А паспортные столы, в которых запрашивается информация о ныне и ранее зарегистрированных гражданах, часто дают недостоверные данные.

— Вот недавно мы разбирали случай: паспортистка выдала на одну и ту же квартиру три разные выписки — в одной там было прописано двое человек, в другой — один, в третьей — никого, — пояснила “МК” председатель Комитета по защите прав потребителей риэлторских услуг Вероника Панкова.

Но могут быть ситуации и похлеще. Часто само государство оспаривает сделки, связанные с приобретением первичного права собственности, полученного в результате приватизации или торгов. То есть само сомневается в правомерности сделок, совершенных с его же участием. Вот еще один случай из жизни. Человек, переселяясь из сносимой пятиэтажки, получил по распоряжению префекта квартиру в доме-новостройке. Прожил в ней три года, не приватизируя, а затем совершил обмен. Новый житель оформил приватизацию и продал квартиру. А сейчас, когда с этой квартирой прошло уже четыре сделки, четвертому собственнику предъявили судебный иск. Сделку предлагается аннулировать, поскольку вдруг выяснилось, что первый житель-переселенец в давно снесенной хрущобе зарегистрировался незаконно. В итоге последний собственник, добросовестный покупатель, теперь остается и без денег, и без квартиры. Почему? Потому что по нынешним законам, если в цепи сделок хоть одну признают недействительной, аннулируется сразу вся цепь.

Даже по сути единственное средство защиты — страхование от потери права собственности — и то не спасает. Поскольку покупателю в любом случае никто не возместит затраты за сделанный в квартире ремонт, расходы, связанные с инфляцией и ростом цен. И, получив страховку, человек часто может купить уже не квартиру, а только комнату.

Кто виноват? Ответственность за то, что практически все покупатели квартир у нас являются “группой риска”, следует возложить и на тех риэлторов, которые нагло врут про 100-процентную гарантию, и на государство с его госрегистраторами. Сейчас они целый месяц держат у себя документы на квартиру — вроде как проверяют. Но случись роковая для покупателя квартиры ошибка — ни за что ответственности не несут.

— Нужно возложить уголовную ответственность на тех, кто осуществляет регистрацию сделок с недвижимостью и выдачу документов о правах собственности. Чтобы, получив эти документы, люди были уверены: квартиру у них не отнимут, — сказал член межведомственной рабочей группы при Президенте РФ по приоритетному нацпроекту “Доступное жилье” Константин Апрелев.

Государство, считает он, должно выступать гарантом частоты сделок и в случае их расторжения возмещать расходы или предоставлять добросовестным покупателям аналогичное жилье. Пока, однако, сии благие намерения остаются только намерениями.

1nsk