Этой весной Минобороны планирует призвать в войска то же число молодых людей, что и годом ранее. Однако из-за отмены отсрочек количество подлежащих призыву граждан возрастет на 100 тыс. человек. В итоге складывается парадоксальная ситуация – призывников в России больше, чем мест в казармах. Военные не унывают и обещают отбирать наиболее здоровых и образованных. Со своей стороны эксперты прогнозируют всплеск коррупции, так как именно военкомы будут решать, кому идти в армию, а кому – нет.
В конце минувшей недели был объявлен план весеннего призыва – 133 тыс. человек. Это столько же, сколько было призвано весной 2007 года, и на одну тысячу больше, чем осенью прошлого года. В то же время это значительно меньше, чем призывалось в прошлые годы. Например, весной 2004 года было призвано 166 тыс. человек, весной 2003 года – 175 тыс. Между тем количество парней, ежегодно достигающих 18 лет, остается примерно на одном уровне. Спад рождаемости в начале 90-х годов начнет сказываться лишь в 2010–2011 годах. Однако закон об отмене отсрочек вступил в силу уже в нынешнем году. Принятые депутатами поправки коснулись множества категорий граждан – от сельских врачей и учителей, до выпускников вузов. Замначальника Генштаба Василий Смирнов в конце минувшей недели сообщил, что благодаря отмене отсрочек «призывная база» увеличится примерно на 100 тыс. человек.
Таким образом, количество потенциальных призывников нынешней весной достигнет 240–260 тыс. человек, из которых армия сможет принять примерно половину. Дело в том, что до осени места в казарме будут заняты солдатами, дослуживающими два и полтора года. В Минобороны избыток призывников признают. Начальник пресс-службы Минобороны Вячеслав Седов рассказал «НИ», что часть призывников «перекочует на осень», когда план призыва возрастет до 200 тыс. Пока же военкоматы будут отбирать наиболее здоровых и имеющих профильное образование по заявкам воинских частей. Ожидается, что доля призывников с высшим образованием превысит 20%, а ранее судимых в армию не будут призывать вообще. Не исключено, что часть оставленных на осень призывников найдут основания избежать военной службы, например, поступив за это время в аспирантуру или заведя второго ребенка. Но г-н Седов полагает, что «таких будет несколько сотен, и роли они не сыграют».
Эксперты, в свою очередь, опасаются, что отбирать призывников в военкоматах будут не столько по нуждам армии, сколько по личной материальной заинтересованности. «Служить пойдут те, у кого нет возможности откупиться, и армия как была, так и останется рабоче-крестьянской», – сказал «НИ» директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. Еще один возможный вариант развития событий, по мнению эксперта, это досрочное (на полгода раньше) увольнение уже отслуживших солдат, чтобы провести через армию как можно больше призывников. Председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова подтвердила «НИ», что существует распоряжение Минобороны призывать в первую очередь ребят старшего возраста – «тех, кто имел отсрочки по учебе или уходу за ребенком».
Прапорщик, убивший солдата, получил скандально мягкое наказание
В минувшую пятницу было завершено уголовное дело о гибели солдата Николая Ишимова, которого на глазах у сослуживцев застрелил пьяный прапорщик Владимир Базелев. Инцидент произошел 20 августа прошлого года в военной части ракетных войск № 58612, находящейся в Челябинской области. До трагедии прапорщик Базелев пил в течение почти двух недель. Вот его показания: «…Сколько нами было выпито спиртных напитков в тот вечер, я точно не помню, но я был сильно пьян и проснулся утром только в обеденное время…» 20 августа прапорщик продолжал распивать пиво с сослуживцами, но к вечеру ему этого показалось недостаточно. До вечерней поверки личного состава он выпил еще две бутылки водки и решил «побаловаться с вверенным ему пистолетом ПМ». Все это происходило перед строем в присутствии 47 солдат. «Я ходил вдоль строя и что-то рассказывал солдатам, что именно я им говорил, я не помню… Зачем я доставал пистолет, я пояснить не могу», – давал потом показания Базелев. В результате случайного выстрела был убит Коля Ишимов. Во время следствия командиры прикрывали своего подчиненного, говоря, что «в пьяном виде замечен не был». Судья не увидел необходимости в том, чтобы выслушать всех свидетелей, и даже не огласил все имеющиеся в материалах дела свидетельские показания, отклонил все ходатайства адвоката семьи погибшего – юриста Фонда «Право Матери» Заремы Юсуповой, утверждая, что сторона обвинения затягивает дело. Прокурор требовал для Базелева 4,4 года лишения свободы и отстранения его от военной службы на год. Зарема Юсупова была несогласна, считая, что прапорщика нужно судить совсем по другим статьям, за которые подсудимый может получить от 8 до 20 лет. Приговор, оглашенный 28 марта, удивил своей мягкостью. Владимир Базелев получил даже меньше, чем требовал прокурор: 3 года и 4 месяца в колонии-поселении. Для сравнения: столько может получить человек, случайно сбивший пешехода. Фонд «Право Матери» возмущен мягким, по их мнению, решением суда и тем, как проходило следствие, и будет обжаловать приговор.
В Москве ударили маршем по дедовщине
В минувшую субботу в Москве прошел «Марш за добровольную армию». Участниками митинга стали ряд оппозиционных организаций, но заявителем пикета выступила «Трудовая Россия». Именно поэтому милиция потребовала, чтобы на марше были подняты флаги лишь этой организации. Более ста человек собрались в субботу в два часа дня около метро «ВДНХ» и спустя некоторое время выдвинулись в сторону телецентра, где и начался митинг. По дороге демонстранты скандировали призывы «Даешь добровольную армию», «Долой призывное рабство». Звучали и лозунги, не связанные с армией, такие, как «Свобода человека превыше всего» и «Нет цензуре». В самом начале митинга лидер движения «За права человека» Лев Пономарев напомнил собравшимся, что «еще в 90-х президент России Борис Ельцин подписал договор о контрактной армии». Правозащитник также рассказал присутствующим, что переход России на контрактную службу положительных результатов не дал. «Ко мне почти раз в две недели приезжают дезертиры. Сейчас прибегают даже контрактники», – сказал он. Член федерального совета Объединенного Гражданского Фронта Марина Литвинович начала свое выступление с минуты молчания в память о погибшем солдате Романе Рудакове. «Я как мать с ужасом представляю себе, что ждет моего сына», – сказала она. Сам митинг прошел без провокаций. Никто не был задержан.