Новый финансовый кризис — это хорошо забытый старый

В основе нынешней рыночной нестабильности лежат проблемы на мировых кредитных рынках. Финансовую систему лихорадит из-за сомнений в жизнестойкости сектора субстандартного ипотечного кредитования, поэтому Центробанки вынуждены вливать миллиарды долларов для подержания работы кредитного механизма. Однако как развивались события во время предыдущих финансовых кризисов, и какие уроки следует усвоить?

По данным Международного Валютного Фонда (МВФ) мир характеризуется возрастающим числом финансовых кризисов. Основные уроки крупных финансовых кризисов прошлого:

• В результате процесса глобализации финансовые кризисы появляются все чаще и распространяются на все более обширные территории; однако глобализация необязательно увеличивает их опасность и масштабность;
• Раннее вмешательство Центробанков позволяет более эффективно ограничить их распространение, в сравнении с более поздними действиями;
• В настоящий момент трудно определить, приведет ли финансовый кризис к более существенным экономическим последствиям;
• Регулятивным органам часто не удается идти в ногу с финансовыми инновациями, которые могут спровоцировать кризис.

Крах доткомов, 2000

В конце 1990х внимание фондовых рынков было приковано к развитию интернет-компаний, таких как Amazon и AOL, которые, казалось, возвещали о наступлении новой эры экономики. После регистрации акций на фондовом рынке Nasdaq их стоимость резко выросла, несмотря на то, что фактически, прибыль получили только некоторые компании. Бум достиг своего пика, когда в январе 2000г. интернет-провайдер AOL приобрел акции традиционной медиа компании Time Warner почти за 200 млрд. долларов. Однако в марте 2000г. этот пузырь лопнул, и к октябрю 2002г. технологический индекс Nasdaq снизился на 78%. Этот крах имел более широкие последствия, включая снижение объемов деловых инвестиций и замедление темпов развития американской экономики в следующем году. Ситуация обострилась после терактов 11 сентября, что привело к временному закрытию финансовых рынков. Однако ФРС, ЦБ США, в течение 2001г. постепенно снижала процентные ставки с 6,25% до 1% с тем, чтобы стимулировать экономический рост.

LONG-TERM CAPITAL MANAGEMENT, 1998

Крах хеджевого фонда Long-Term Capital Market (LTCM) произошел на начальном этапе мирового финансового кризиса, начавшегося в 1997г. в Азии и распространившегося на Россию и Бразилию в 1998г. LTCM — хеджевый фонд, основанный нобелевскими лауреатами Майроном Скоулзом и Робертом Мертоном с целью торговли облигациями. Хеджевый фонд занимался торговлей на небольшой разнице между процентными ставками, поскольку его учредители считали, что со временем процентные ставки по различным государственным облигациям сойдутся в одной точке. Однако когда Россия не смогла выполнить свои обязательства по государственным облигациям в августе 1998г., инвесторы отвернулись от других государственных бумаг и обратились к более безопасным казначейским облигациям США, в результате чего различия между процентными ставками по облигациям резко увеличились. Фонд LTCM, занявший большое количество денег у других компаний, мог потерять миллиарды долларов — и, чтобы ликвидировать свои позиции, был вынужден продать казначейские облигации, что привело к падению на кредитных рынках США и повышению процентных ставок. В результате ФРС решила, что необходимо предпринять меры по спасению. Собрав на заседании представителей крупнейших американских банков, многие которые финансировали LCTM, ФРС убедила их выделить 3,65 млрд. долларов для спасения фирмы от неминуемого краха. Сама ФРС была вынуждена снизить ставку в октябре 1998г., в результате чего ситуация на рынках вскоре стабилизировалась. LCTM был ликвидирован в 2000г.

Кризис 1987г.

19 октября 1987г американским фондовым рынкам пришлось пережить крупнейшее однодневное падение, зафиксированное в период мирного времени; тогда индекс акций ведущих компаний США Dow Jones Industrial Average снизился на 22%. Вслед за этим последовали падения в Европе и Азии. В основе данной ситуации лежало широко распространенное убеждение по поводу доминирования на рынке инсайдерской торговли и поглощений компаний за счет заемных средств, в то время как американская экономика входила на стадию экономического спада. Также беспокойство вызывала и долларовая проблема, стоимость которого падала на международных рынках. Эти опасения усилились после того, как Германия повысила учетную ставку, спровоцировав тем самым укрепление своей валюты. Недавно внедренные компьютеризированные торговые системы способствовали дальнейшему падению на фондовом рынке, поскольку ордеры на продажу исполнялись автоматически. Тревога относительно того, что крупнейшие банки могут разориться, заставила ФРС и другие крупные Центробанки резко снизили процентные ставки. Также были использованы «автоматические выключатели», призванные ограничить программную торговлю и позволить властям приостановить торговлю на короткие периоды. Казалось, что кризис оказал незначительное прямое влияние на экономику, и фондовые рынки вскоре восстановились. Однако сниженные процентные ставки, особенно в Великобритании, возможно, способствовали формированию жилищного пузыря 1988-89гг., а также привели к возникновению давления на фунт стерлинг, которое закончилось девальвацией в 1992г. Кризис также показал, что между фондовыми рынками существовала тесная взаимосвязь, и изменения в экономической политике одной страны могли оказать влияние на мировые рынки. Кроме того, в США и Британии были ужесточены законы об инсайдерской торговле.
Скандал с американскими ссудо-сберегательными институтами, 1985г.
Американскими представителями ссудо-сберегательных институтов являлись местные банки, которые выдавали ипотечные кредиты и принимали вклады от мелких инвесторов, аналогично строительным инвестиционным компаниям в Великобритании. Отмена контроля в финансовом секторе в 1980х позволила им заниматься комплексными, и часто необдуманными, финансовыми операциями, в конкурентной борьбе с крупными коммерческими банками. К 1985г. многие из данных институтов стояли на грани банкротства, в результате чего началось массовое изъятие вкладов из ссудо-сберегательных ассоциаций в Огайо и Мэриленде. Американское правительство обеспечивало страхование большого числа депозитов частных лиц, вложенных в эти ассоциации, и, следовательно, получило крупные финансовые обязательства, когда они развалились. Правительство учредило Трастовую компанию по урегулированию с целью объединения и продажи любых возможных активов ссудо-сберегательных ассоциаций, включая изъятое за невыплаты жилье, приобретения обанкротившихся институтов. Общая сумма, затраченная на разрешение кризиса, составила около 150 млрд. долларов. Тем не менее, кризис, вероятно, укрепил крупные банки, уничтожив слабых конкурентов, и создал основу для волны слияний и консолидаций в секторе розничного банковского обслуживания в 1990х.

Крах 1929г.

Крах Уолл Стрит 1929г., «Черный вторник», стал событием, которое отправило США и, фактически, мировую экономику в штопор, способствуя развитию Великой депрессии 1930х. После существенного увеличения спекулятивных сделок в конце 1920х, в частности, благодаря подъему таких новых отраслей, как радиовещание и автомобилестроение, акции упали на 13% в четверг, 24 октября. Несмотря на усилия, предпринятые руководителями фондовых бирж с целью стабилизации рынка, акции упали еще на 11% в следующий вторник, 29 октября. К тому времени, когда рынок достиг максимально низкого уровня в 1932г., акции потеряли 90% своей стоимости. Прошло 25 лет, прежде чем Dow Jones Industrial Average снова достиг уровня 1929г. Реальному сектору экономики был нанесен серьезный ущерб, поскольку в результате массового владения акциями убытки понесли многие потребители среднего класса.
Они сократили покупки крупных потребительских товаров, таких как автомобили и жилье, тогда как организации приостановили инвестирование и закрыли предприятия. К 1932г. американская экономика была наполовину ослаблена, и треть работоспособного населения оказалась незанятой.
Кроме того, к моменту вступления на пост президента Франклина Рузвельта и внедрения Нового курса произошел обвал всей финансовой системы США, при этом в марте 1933г. были закрыты все банки. Многие экономисты критически отнеслись к действиям властей, рассматривая их как неадекватные. ЦБ США, действительно, повысил процентные ставки с тем, чтобы защитить стоимость доллара и сохранить золотой стандарт, тогда как американское правительство повысило тарифы и сохранило профицит бюджета. Меры Нового курса сгладили некоторые из самых острых проблем Депрессии, однако американская экономика так и не восстановилась полностью до Второй мировой войны, когда массовые военные затраты устранили безработицу и увеличили экономический рост. Кроме того, в рамках Нового курса было введено государственное регулирование финансовых рынков и банковской системы посредством создания Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД), а также разделения коммерческого и розничного банковских секторов в соответствии с Законом Гласа-Стигалла.

OVEREND & GUERNEY, 1866; BARINGS, 1890

Крах ключевого банка Англии в 1866г. привел к изменению роли центральных банков в управлении финансовыми кризисами. Overend and Guerney — учетный банк, который предоставлял деньги коммерческим и розничным банкам в Лондоне, мировой финансовой столице. Когда он объявил о своем банкротстве в мае 1866г., многие мелкие банки не смогли получить деньги и разорились, даже, несмотря на то, что в целом были платежеспособны. В результате, такие реформаторы, как Уолтер Бейджхот объявили, что Банк Англии будет выступать с новой ролью — «центрального банка» — с целью вливания ликвидности (наличности) в финансовые системы во время кризисов, что будет способствовать предотвращению распространения и влияния краха одного банка на все остальные («системный сбой»). Новая доктрина была опробована во время кризиса Barings в 1890г., когда убытки ведущего британского банка, Barings, понесенные в результате инвестирования в Аргентине, были покрыты Банком Англии с тем, чтобы предотвратить системный коллапс банковской системы Британии. В результате тайных переговоров между Банком и лондонскими финансистами в ноябре 1890г. для спасения банка был создан фонд в 18 млн. фунтов прежде, чем общественность узнала о реальных размерах убытков Bargins. Банкиры также учредили комитет для пересмотра невыплаченных долгов Аргентины, однако банковский кризис поглотил страну, и иностранное финансирование Аргентины прекратилось на десятилетие.

Стив Шифферс
BBC News

1nsk