Итоги прошлого года показали, что был зафиксирован рост рынка чая, но при этом дальнейшего роста сектора эксперты прогнозировать не торопятся, потому что не будет увеличения как за счет потребления на душу населения, так и за счет увеличения количества потребителей. А все дело в том, что рынок достиг насыщения, и дальнейший рост маловероятен.
По итогам анализа сектора, на долю компаний, находящихся в топе продаж на сегодняшний день (а их всего три), приходиться около 58% всего рынка. Это говорит о высокой степени консолидированности рынка.
Среди потребителей до сих пор сохраняется чувство неуверенности в завтрашнем дне, и при этом розничные цены на чай и кофе за прошлый год увеличились непропорционально больше, чем уровень реальных располагаемых доходов россиян.
— Основной причиной повышения цен стало сочетание засухи и наводнений в основных странах-производителях чая и кофе, что привело к неурожаю и перебоям с поставками, глобальному дефициту и росту цен, — сделала вывод компания-эксперт «Евроресерч и консалтинг». — Дополнительным фактором, оказывающим влияние на рост цен, стал увеличившийся спрос на чай и кофе в ряде других стран мира.
Насыщение российского чайного рынка привело к тому, что многие компании уже начали конкурировать между собой, повышая качество своей продукции или совершенствуя свою продуктовую линейку. Нужно отметить растущий интерес к новым видам чая, ранее мало распространенным на российском рынке, например, белый чай или чай улун.
В отличие от чая, рынок кофе в России еще не достиг насыщения. Немудрено, что это становится причиной инвестиционная активность компаний российского рынка. Например, в сентябре 2011 года финская компания Paulig Group вложила около 20 млн. евро в открытие нового завода в промышленной зоне в Тверской области. Этот завод будет производить 6000 тонн кофе в год или около 12 млн. упаковок кофе. Кроме того, в планах Paulig Group поставлять свою продукцию во все страны СНГ.