— Так скучно мне никогда с Путиным не было, — рассказал журналистам Николай Злобин из Института мировой безопасности США. — Судя по выражению лица президента, ему тоже было невесело в сотый раз обсуждать одни и те же темы.
Владимир Путин провел очередную встречу с экспертами клуба «Валдай», созданного восемь лет назад, чтобы иностранцы могли лучше понять русскую душу, политику и экономику и донести свое знание до верховной власти. Разговоры об экономике постоянно поворачивали в лоно политики. «В России политика и экономика — одно и то же», — пояснили участникам встречи.
На этот раз было решено сменить формат: вместо свободной дискуссии беседу разбили на три блока с отдельными модераторами. Начали с сырьевого вопроса России.
— СССР стал давать сбои, когда появилось много нефти, страна утратила стимулы для развития, — прокомментировал Путин эту тему в очередной раз. — Но главная проблема крылась в нерыночном характере советской экономики. И для нас испытание сырьем, которое у нас в изобилии, тоже может стать вызовом. И мы принимаем усилия по диверсификации экономики.
Владимир Владимирович отверг саму мысль о возможности интеграции в Европу, которая вряд ли переварит и нашу территорию, и наше население. Да и система принятия решений в структурах Евросоюза Путину претит: «27 стран, 27 языков — такая бюрократия, что сдохнуть можно, пока дослушаешь до конца. Сил нет, там сидеть». Так что внешнеполитический курс России по-прежнему будет направлен на постсоветское пространство и Китай.
Директор Центра госуправления Карлтоновского университета Петр Дуткевич попытался узнать у Путина, какие оценки тот поставил бы себе, правительству Медведева и обществу в целом. Но почему-то эксперт ограничил диапазон оценок самому Путину «пять — четыре с плюсом», Белому дому «два—три», а обществу «два—четыре». Президент грамотно ушел от ответа с формулировкой: «Сложно выставлять оценки, тем более обществу».
— Задавались вопросы и об оппозиции, — рассказал о закрытой части советник президента российско-германской внешнеторговой палаты Александр Рар. — Путин в очередной раз заявил, что и его рейтинг, и Единой России объективно выше, а оппозиции надо что-то показать.
О Pussy Riot президент высказался тоже по-старому: барышни подрывали моральные устои общества. Кроме того, Путин посоветовал американским и европейским друзьям быть объективнее: автор «Невинности мусульман» тоже в тюрьме, но об этом почему-то никто не говорит.
Но в целом ни вопросы, ни ответы не были острыми, рассказал РБК daily директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин:
— Никто из гостей не пошел на конфронтацию. Путин все время сидел в позе лектора. Формат явно неудачный. – описал свои впечатления от встречи Злобин. — Это два часа жизни, которые я никогда не верну назад. Кормили вкусно, как всегда, но так скучно мне с Владимиром Владимировичем никогда не было.