В России готовят новое МВД

Реформа предыдущего главы государства провалилась. Действующий президент провел ряд отставок и назначений в ведомстве

Владимир Путин провел серию отставок и назначений в МВД, заменив сразу четырех заместителей министра и руководителей двух ключевых главков. Перемены были ожидаемы: недавно назначенный министр внутренних дел Владимир Колокольцев набирает собственную команду. Также ожидаемо среди уволенных отказались люди, проводившие реформу МВД: в частности, генерал-лейтенант полиции Сергей Булавин, отвечавший за подготовку принятого в прошлом году закона о полиции. Отстранены от должности генерал-полковник полиции Александр Смирный, отвечавший за план реструктуризации МВД, и генерал-лейтенант полиции Игорь Алешин, считавшийся креатурой Смирного (оба ранее служили в Омске).

Эти отставки – публичное признание того факта, что реформа МВД провалена. После серии скандалов, подобных разразившемуся в Казани, смысла скрывать это не видят уже даже в МВД: на прошлой неделе объявлено, что Колокольцев подписал приказ о создании расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел. Ответственным секретарем назначен советник министра Владимир Овчинский, один из главных критиков реформы, проводившейся Нургалиевым. В состав рабочей группы вошли адвокаты и правозащитники – похоже, Колокольцев сделал вывод из неудач своего предшественника: план первой реформы писался в тиши милицейских кабинетов, представителей общественности к нему не подпускали.

Продолжение реформы – удачный политический ход: как показывают социологические исследования, неудовлетворенный запрос на эффективное государство – одна из основных причин роста общего недовольства властью, которое в последнее время все чаще выливается на площади. А поскольку полиция – та часть государства, с которой граждане сталкиваются чаще всего, то и претензий к ней больше, чем ко многим другим ведомствам. Неудивительно, что со времен дела «оборотней в погонах» реформирование МВД стало традиционной составляющей предвыборной кампании действующей власти. Министр внутренних дел Борис Грызлов, объявивший в 2003 г. войну пресловутым «оборотням», в итоге возглавил «Единую Россию» и оказался в Госдуме. Президент Дмитрий Медведев, инициировавший в конце 2010 г. реформу МВД, в конце концов тоже возглавил «Единую Россию» – правда, осел в Белом доме. Впрочем, последняя реформа МВД как пиар-проект не была удачной: в отсутствии результата практически каждый россиянин может убедиться самостоятельно.

В итоге перед Колокольцевым стоит очень непростая задача: он должен продемонстрировать результат. Сделать это в условиях, когда «кормление» от должности стало самым естественным делом для каждого служащего, – сродни подвигу Геракла. Но, судя по скорости, с которой новый министр обновляет свою команду, под поставленные ему задачи он получил полный карт-бланш. В отставку отправлены не только авторы реформы, но и люди, с которыми Колокольцеву по тем или иным причинам неудобно работать. Так, на должность помощника министра назначен однокурсник Медведева, руководитель Следственного департамента МВД Валерий Кожокарь, лишь в прошлом году сменивший на ключевой следственной должности Алексея Аничина – также однокурсника, но только Путина.

Отношения между Кожокарем и Колокольцевым испортились еще в бытность последнего начальником столичной милиции – по данным СМИ, Кожокарь препятствовал увольнению начальника Главного следственного управления ГУ МВД по Москве Ивана Глухова, замешанного в коррупционном скандале. Осенью прошлого года подчиненная Глухова старший следователь ГСУ Нелли Дмитриева была задержана по подозрению в вымогательстве взятки в $3 миллиона. За эту сумму, по версии СКР, она через посредника – бывшего сотрудника МВД Максима Каганского – обещала коммерсантам закрыть уголовное дело о контрабанде томографов. Сама теперь уже бывшая следователь утверждала в суде при избрании меры пресечения, что у нее требовали показаний о том, что часть денег предназначалась ее шефу Ивану Глухову. Насколько известно, требуемые показания Дмитриева дала. Глухову был объявлен выговор, и он ушел и в отпуск, из которого на работе его уже не ждут. А Кожокарь разжалован до помощника министра (в порядке утешения – с повышением в звании до генерал-лейтенанта).

Его место занял Юрий Алексеев, который до августа прошлого года работал заместителем Аничина и стал жертвой предыдущей кадровой зачистки МВД, проводившейся президентом Медведевым. После увольнения из Следственного департамента Алексеев был назначен начальником управления Генпрокуратуры по надзору за ФСБ (прежний начальник, Вячеслав Сизов, застрелился год назад), но теперь он возвращается в МВД. Примечательно, что с 2010 г. кандидатуру на пост заместителя министра – начальника Следственного комитета (сейчас – департамента) при МВД президент назначает по представлению не главы МВД, а председателя правительства. То есть «сменщика» Кожокаря должен был одобрить Медведев.

Колокольцев явно призывает на помощь старую гвардию: Место Булавина займет Игорь Зубов, работавший в МВД более десяти лет назад. С тех пор он успел побывать вице-президентом корпорации АФК «Система», проиграть губернаторские выборы в Тверской области Дмитрию Зеленину, избраться депутатом Тверской думы и поработать профессором Московского университета МВД. Предполагается, что человек с такими регалиями и опытом, как у Зубова, легко наладит законопроектную работу в ведомстве.

Новым начальником Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД (вместо Михаила Никитина, написавшего рапорт об отставке еще при Нургалиеве) стал заместитель начальника главного управления МВД РФ по Москве Виктор Голованов – человек с репутацией «сыщика от бога». Еще одна легендарная фигура, которая возвращается в МВД, – бывший шеф НЦБ Интерпола и начальник питерской милиции Михаил Ваничкин. Примечательно, что оба покинули МВД при Нургалиеве и по собственной инициативе.

Наконец, назначенный на место Александра Смирного замминистра Аркадий Гостев – соратник Колокольцева по работе в столичном главке. Новая команда министра внутренних дел свидетельствует о серьезности его намерений: судя по состоявшимся назначениям, основным приоритетом при отборе новых руководящих кадров МВД стал профессионализм, а не клановые интересы (хотя и без них, разумеется, не обошлось).

1nsk