Раздражение, граничащее с истерией, вызвала у некоторых стран — членов Совета Безопасности ООН твердая и принципиальная позиция России и Китая, заблокировавших антисирийскую резолюцию, сообщает ИТАР-ТАСС.
Выступая в Совбезе после голосования, французский посол Жерар Аро не преминул напомнить, что Россия и Китай уже второй раз за последние месяцы блокируют в СБ ООН принятие сирийской резолюции (4 октября 2011 года РФ и Китай наложили вето в СБ на проект антисирийской санкционной резолюции).
«Два постоянных члена Совета Безопасности постоянно подрывают любые действия в СБ. Они делают это, полностью отдавая себе отчет в трагических последствиях своих действий», — заявил он.
Аро пообещал не ослаблять усилий французской дипломатии на сирийском направлении. «Мы не бросим сирийский народ. Мы продолжим работать с Лигой арабских государств (ЛАГ), план которой все еще находится на рассмотрении СБ ООН, хотя и не был им одобрен; продолжим поддерживать мирную сирийскую оппозицию и усиливать давление на режим (Башара) Асада, вводя новые санкции по линии Евросоюза», — сказал он.
Со своей стороны, американский посол Сюзан Райс, еще до начала субботнего заседания СБ охарактеризовавшая последние российские поправки к тексту резолюции как «неприемлемые», в своем выступлении утверждала, что у США «вызывает отвращение то, что пара членов Совета продолжает мешать нам в реализации нашей единственной цели — заняться урегулированием все углубляющегося кризиса в Сирии и растущей угрозой миру и безопасности в регионе».
Райс обвинила Москву и Пекин в том, что они на протяжении «долгих месяцев» держат Совет «заложником» своих «личных интересов», «прибегая к проволочкам и выхолащивая любые документы, которые могли бы позволить оказать давление на Асада и заставить его изменить свое поведение».
Эту «неуступчивость» американский посол попыталась объяснить тем, что, «по крайней мере один из этих членов СБ продолжает поставлять оружие Асаду».
Примерно в таком же духе были выдержаны высказывания британского посла Марка Лайалла Гранта, утверждавшего, что двойное вето России и Китая «невозможно ничем оправдать».
Он утверждал, что разработчики проекта «ответили на все вызывавшие озабоченность вопросы, которые были заданы им на протяжении восьми дней, прошедших со времени внесения этого проекта Марокко на рассмотрение СБ ООН 27 февраля».
По мнению британского дипломата, единодушное принятие сирийской резолюции СБ ООН «придало бы вес визиту» главы МИД РФ Сергея Лаврова в Дамаск на следующей неделе.
Грант напомнил, что в заблокированном проекте «отмечалось предложение России оказать помощь ЛАГ в ее усилиях по мирному урегулированию» сирийского кризиса, и выразил надежду на то, что «визит Лаврова будет осуществляться именно в этом направлении».
Отметая эту критику как абсолютно необоснованную, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин подчеркнул, что решение Совбеза «должно было быть только таким, в том числе и потому, что некоторые влиятельные члены международного сообщества, в том числе и сидящие за этим столом, с самого начала сирийского кризиса подрывали возможность политического урегулирования, призывая к смене режима, натравливая оппозиционеров на власти, не гнушаясь провоцированием и подпитыванием вооруженных методов борьбы».
Российский посол выразил сожаление в связи с тем, что «проводившаяся нами в СБ работа не была доведена до конца». По его словам, российская делегация была вынуждена проголосовать против представленного проекта резолюции, поскольку он «неадекватно отражал сложившиеся в Сирии реалии и посылал несбалансированные сигналы сирийским сторонам».
«Соавторы резолюции не учли предлагавшиеся нами формулировки проекта о том, что сирийская оппозиция должна дистанцироваться от экстремистских группировок, совершающих акты насилия, и призывавшие государства и всех тех, кто имеет соответствующие возможности, использовать свое влияние для прекращения этими группировками актов насилия», — сказал Чуркин.
Он отметил, что соавторами не были также приняты российские предложения, «направленные на то, чтобы наряду с выводом из городов сирийских вооруженных сил были прекращены нападения вооруженных группировок на государственные институты и жилые кварталы».
Выразив «глубокое сожаление» по поводу такого исхода совместной работы в Совбезе, российский посол, тем не менее, высказал надежду, что «интенсивные усилия международного сообщества с целью немедленного прекращения насилия и успешного начала и завершения ведомого сирийцами инклюзивного политического процесса, вывода этой страны из глубокого кризиса будут продолжены».
В субботу Москва и Пекин воспользовались правом вето при голосовании в Совбезе по внесенному делегацией Марокко проекту резолюции по Сирии. В поддержку документа, соавторами которого выступили семь стран — членов Совета, высказались 13 государств, против — два.