Президент Франции Николя Саркози подал в суд на бывшего главу французской службы государственной безопасности Ива Бертрана, обвинив его в клевете, превышении должностных полномочий, в использовании лживых сведений и нарушении неприкосновенности личной жизни. Поводом послужила публикация журналом Le Point выдержек из записных книжек Бертрана, которые содержат весьма нелицеприятные, порой скабрезные детали о президенте. Однако стремление защитить свою честь может иметь непредсказуемые последствия. «Записки Бертрана» содержат множество компрометирующих сведений о других французских политиках, и если судьи начнут рыть всерьез, они могут обнаружить такую кучу грязного белья, под которой окажется погребена не одна блестящая политическая карьера.
Ив Бертран, который в настоящее время является генеральным инспектором органов государственной администрации, занимал пост главы службы государственной безопасности (Renseignements generaux, или RG) на протяжении 12 лет с 1992 по 2004 год. Сама RG была создана еще в 1911 году. В ее обязанности входил сбор и предоставление правительству информации о неблагонадежных лицах и обо всем, что могло представлять угрозу государству.
В обиходе RG порой называли политической полицией, а чаще всего «большими ушами». В 2008 году не без давления со стороны Николя Саркози, ставшего президентом, RG была распущена и объединена со Службой по наблюдению за территорией Франции (DST), образовав новую структуру — Главное управление внутренней безопасности (DCRI).
На протяжении всей своей карьеры в RG Бертран регулярно делал заметки в записных книжках. За истекшее время набралось 23 штуки. В них содержится самая различная информация, в том числе личного характера, касающиеся сексуальной ориентации, разводов, налогов, финансовых неурядиц. Тут же вперемешку встречаются имена информаторов, пометки по работе и даже напоминание не забыть поменять блюдце с молоком для кошки.
В то же время в книжках присутствует множество компрометирующих записей на «сильных мира сего». Очевидно, что Бертран делал их после бесед с информаторами или просто выписывал данные из служебных записок, так называемых «чистых листов» (notes blanches), которые использовались внутри RG. Отличительной особенностью этих листов являлось то, что они никогда не подписывались, не имели никакого штампа с указанием учреждения, что в случае утечки избавляло сотрудников RG от возможной ответственности.
Примечательно, что Ив Бертран уже заявил, что содержащаяся в записных книжках информация ни в коем случае не носит официального характера, что это всего лишь личные наброски, черновики, содержание которых не может быть как-то интерпретировано. В принципе, многие журналисты сходятся в том, что к «запискам Бертрана» нужно относиться очень осторожно, потому что содержащаяся в них информация на данный момент просто бездоказательна.
Записные книжки попали в распоряжение властей в январе 2008 года в результате обыска, проведенного в доме у Бертрана по громкому делу Clearstream. Эта крайне запутанная и мутная история, которая, кажется, уже успела утомить всех, начиная с судей и самих фигурантов, тянется с 2004 года. Она связана с появлением списка держателей банковских счетов люксембургской компании Clearstream, среди которых фигурировали имена известных французских бизнесменов, политиков, высокопоставленных чиновников, в том числе и Николя Саркози. Сотрудник компании Clearstream Имад Лахуд (Imad Lahoud), рассекретивший список, утверждал, что на счетах происходит отмывание денег, полученных от незаконных финансовых махинаций.
Тем не менее вскоре стало ясно, что список подложный и что речь идет о грандиозной политической провокации, расследованием которой занялись судьи Жан-Мари д’Юи и Анри Пон. Звучали предположения, что все было организовано тогдашним президентом Франции Жаком Шираком и его верным протеже Домиником де Вильпеном, которые тем самым хотели свалить своего однопартийца Николя Саркози, влияние которого сильно возросло и стало угрожать их собственным амбициям. Сам Саркози не раз намекал, что считает такую версию событий весьма правдоподобной. Получив в свое распоряжение записные книжки, д’Юи и Пон сделали выписки касающиеся дела Clearstream, а потом записи каким-то образом попали в руки журналистов.
Записные книжки, вызвавшие возмущение Николя Саркози, относятся к периоду с 1998 по 2003 год. Из них следует, что Ив Бертран, несмотря на все свои предыдущие заверения, знал рассекретившего список Имада Лахуда еще до того, как разгорелся скандал. В частности, там содержатся биографические записи о Лахуде, его женитьбе, переходе в иудаизм и другие подробности. Это лишний раз укрепило давно высказывавшиеся предположения, что Бертран во главе RG также приложил руку к организации этой политической провокации. Однако маловероятно, что подобная умозрительная связь могла подтолкнуть Саркози к тому, чтобы обратиться в суд. В записных книжках содержатся куда более откровенные и конкретные «разоблачения».
25 октября 2002 года Ив Бертран записал: «Саркози строит виллу рядом с Сартрувиллем. Приглашены предприятия из Нейи [город, мэром которого Саркози был с 1983 по 2002 годы — Lenta.ru]. Оплата по-черному». Запись от 2 июля 2003 года: «Сарко держит в кабинете 150 тысяч франков наличными». Три месяца спустя появляется упоминание о том, что Саркози спит с женой одного из депутатов парламента, который в настоящее время, как отмечает опубликовавший записки журнал Le Point, является министром правительства. Имя из деликатности, понятно, не раскрывается. 27 января 2003 года Ив Бертран исписал две страницы по поводу развода Саркози и его первой жены Мари-Доминик Кулиоли, с которой Саркози расстался в 1993 году. В записи фигурируют детали подслушанного телефонного разговора между Кулиоли и ее подругой, где речь идет об измене мужа. Позднее Бертран делает в записных книжках ряд пометок, касающихся Сесилии Сигане-Альбениc — «продувной бабенки, прожигательницы жизни», — которой в скором будущем предстоит стать второй женой Саркози.
Создается достаточно неприятное впечатление. На протяжении многих лет Николя Саркози не просто был под колпаком, но над ним, оказывается, еще и свечку держали. Не говоря уже о деталях, которые рисуют респектабельного французского президента почти чудовищем. Есть от чего впасть в ярость. Однако, кажется, что и это не было главной причиной, подтолкнувшей Саркози обратиться в суд.
В конце концов, то, что RG во главе с Ивом Бертраном тайно и неусыпно следит за ним, президент знал давно. Еще в 1995 году по просьбе президента Жака Ширака Бертран инициировал проверку ведомства Саркози, занимавшего в то время пост министра бюджета. Со стороны «Жако» это была своеобразная месть. Перед предстоящими в 1995 году выборами президента Николя Саркози поддержал не Ширака, своего давнего покровителя, а Эдуара Балладюра, что было воспринято Шираком как личное предательство.
Об этой проверке у Саркози сохранились весьма неприятные воспоминания. В дальнейшем он продолжал подозревать, что Ширак использует службу госбезопасности для того, чтобы свести с ним счеты. В 2002 году, в первый раз став министром внутренних дел, которому непосредственно подчиняется RG, он потребовал немедленной отставки Ива Бертрана, но Ширак, будучи президентом, отказал наотрез. В 2004 году, спустя две недели после появления списка банковских счетов Clearstream, Саркози, который к тому времени стал председателем правящей партии «Союз за народное движение» (UMP), вызвал к себе Бертрана и прямо заявил: «Я знаю, вы плетете против меня заговор». Словом, вражда Саркози с RG и ее главой была давней, и содержание записных книжек Бертрана не было для него неожиданностью.
За исключением, может быть, одного. В конце мая 2002 года Ив Бертран написал: «Сарко — это человек Тассэ». А Жан-Ноэль Тассэ (Jean-Noel Tassez), напомним, является одним из 42 обвиняемых на открывшемся 6 октября в Париже грандиозном процессе по нелегальным поставкам оружия в Анголу, так называемом «анголагейте». Помимо Тассэ одним из главных обвиняемых по этому делу проходит французский бизнесмен Пьер Фалькон (Pierre Falcone), который, по данным следствия, вместе с израильским бизнесменом российского происхождения Аркадием Гайдамаком организовал тайную схему продажи оружия Анголе в обход санкций ООН. В июне 2002 года Бертран отметил в записной книжке: «Тассэ получил деньги для Сарко от Фалькона и от глав африканских государств». Это уже намного серьезней, чем слухи о давнишнем адюльтере с женой депутата, имеет непосредственное отношение к действительности и в принципе может напрямую поставить Саркози под удар.
Поэтому стремление президента Франции засудить бывшего главу госбезопасности вполне объяснимо. Хотя предугадать, как будут развиваться события и к чему приведет скандал вокруг записных книжек Бертрана, невозможно. Пока же очевидно одно. Закулисная политическая жизнь во Франции похожа на настоящие джунгли, и выжить там едва ли не трудней, чем победить на открытых демократических выборах.