Участники дорожного движения обвиняют молодежь в неадекватном поведении за рулем.
10 октября в Новосибирске прошел круглый стол по проблемам безопасности дорожного движения в среде молодежи. Участие приняли представители ассоциации автовладельцев, депутаты облсовета, чиновники разного ранга и местные байкеры. Председательствовал начальник УГИБДД ГУВД по Новосибирской области Сергей Штельмах. И хотя разговор шел местами на повышенных тонах, связано это было в большей степени с общей остротой проблемы, хотя и взаимные претензии у сторон имеются. Так, байкеры лишь улыбались, когда им рассказывали о впечатлениях пешеходов от ночных поездок мотоциклистов по Красному проспекту на заднем колесе. Однако все сошлись во мнении, что именно молодые водители чаще всего становятся участниками ДТП, порой грубо нарушая правила движения или провоцируя других водителей своим агрессивным поведением.
Судя по состоявшейся в четверг дискуссии, у проблемы две стороны. На аверсе – повседневная дорожная обстановка, в которой молодые, управляющие совершенно разными транспортными средствами – от велосипеда до «Лексуса», по мнению опытных водителей, ведут себя неправильно, а иногда и просто вызывающе. И связано это как раз с мощностью и дороговизной транспортного средства. На реверсе – ночные гонки по центральным и другим улицам, которые беспокоят как водителей, так и поздних пешеходов и ГИБДД. Для последних это грубое нарушение ПДД. Но как с этим явлением бороться они, судя по всему, не знают.
Официально организаторы и участники круглого стола выразили «свою обеспокоенность большим количеством ДТП с участием молодых водителей, а также низкой культурой вождения и поведения на дороге». Неофициально речь шла и о том, что в Красноярске проблему ночных гонок решили строительством дрэг-трассы на окраине, а затем и кольцевого автомотодрома. Предложение чиновников использовать в Новосибирске для этих целей мотодром РОСТО за «Советской Сибирью» вызвало у «бывалых» усмешку: стало ясно, что здесь власть немного отстала от жизни.
Глава областного ГИБДД Сергей Штельмах подтвердил: «Один из самых высоких процентов участия в дорожных происшествиях создают люди, которые имеют небольшой опыт вождения».
В контексте обсуждения этой проблемы Штельмах даже поддерживает предложение охватить государственной регистрацией транспортных средств мотороллеры и сделать это в какой-то форме на уровне Новосибирской области, не дожидаясь федерального закона.
«Наглеют молодые: это стиль вождения «кто кого прижмет». Не думают о безопасности, живут так: вот сейчас бы мне проскочить, а там хоть трава не расти», – выражает свою обеспокоенность преподаватель автошколы НГТУ Александр Киселев. По его словам, так водят автомобиль и парни, и девушки – разницы нет. Сергей Штельмах тоже сказал, что по статистике вклад молодых людей разного пола в аварийность примерно одинаков. Хотя в автошколах отмечают, что девушек обучается все больше. «Опыта вождения нет – мы и говорим, чтобы они компенсировали это четким выполнением правил, но люди же этого не понимают», – вздыхает о своих учениках Киселев. Он считает, что улица сама переделывает молодого водителя под свои стандарты: вот он сидит за партой и спрашивает, почему у нас не пропускают пешеходов, а вот уже и сам этого не делает, будучи за рулем: «Сейчас вы видите, что не пропускают, и вы себя будете так же вести».
Преподаватель автошколы НГТУ считает, что даже сдавший экзамен водитель может не знать правил досконально и потеряться, например, в сложной транспортной развязке.
Молодой водитель Илья купил Toyota Corolla 97 года на собственные деньги – копил на машину: «В автошколе говорили, как надо по правилам, как желательно по совести плюс предупреждали о всяких сигналящих придурках (Илья выразился гораздо экспрессивнее – прим.автора). Я лично пропускаю не только по правилам, но иногда и просто из вежливости, когда вижу, что чуваку сложно выехать. Сигналящих сзади всегда матерю про себя и вслух, ибо бибиканье отвлекает, потому что не всегда понятно, кто кому и за что бибикает, и никогда не помогает. Если я стою, значит я стою по какой-то причине, а не потому, что уснул, и от бибиканья сзади эта причина не исчезнет. Сам гудком не пользовался вообще ни разу, в городе это, кстати, запрещено, разрешено только для предотвращения ДТП».
Возможно, Илья еще не привык водить машину в стрессовом Новосибирске (за рулем с июня) и поэтому так говорит. Но пока он подтверждает своим примером слова скептиков о том, что способность сесть за руль, заработав на свой первый автомобиль, а не взяв его в кредит, накладывает зрелый отпечаток на стиль вождения.
Именно стресс от вождения автомобиля в режиме, который предлагает наш город, по мнению координатора НРОО автовладельцев «Свобода выбора» Владимира Кириллова, вызывает такие проблемы на дороге, как отсутствие культуры и агрессию.
Он предлагает ввести в автошколах курс, который будет готовить молодого водителя к стрессовому вождению, и обучать его обычным знакам, которыми пользуются на дороге опытные водители: «90 % молодых даже не знают, как поблагодарить: если тебя пропустили – мигни аварийкой». Кириллов сетует, что обучение молодых водителей никак не учтено в городской программе повышения безопасности дорожного движения – она в большей степени сконцентрирована на решении технических проблем: строительстве дорог, переходов и светофоров.
То, что многие психологические проблемы безопасности дорожного движения нельзя решить с отбойным молотком в руках, подтверждает и Евгений Рипенко из AcademRacingClub (ARC): «Человек отучился, выезжает на дорогу и думает, что он Шумахер». Евгений согласен с тем, что тип транспортного средства очень сильно влияет на поведение, и самый опасный молодой водитель, по его мнению, это «тот, кто взял у отца или у матери Lexus или BMW года 2000-го или 2002-го – он думает, что круче него на дороге никого нет».