Виновники катастрофы Ту-154 остались на свободе

Швейцарский суд признал сотрудников авиадиспетчерской компании "Скайгайд" виновными в непредумышленном убийстве 71 человека. Трое приговорены к тюремному заключению с отсрочкой приговора, четвертый - к штрафу.

Виновники катастрофы Ту-154 остались на свободе Федеральный административный суд Швейцарии признал виновными в преступной халатности четверых сотрудников авиадиспетчерской компании «Скайгайд». Трое из них приговорены к 12 месяцам тюремного заключения с отсрочкой приговора, четвертый — к выплате штрафа в размере 13,5 тыс швейцарских франков (8,2 тыс евро).

Трагедия произошла в ночь на 2 июля 2002 года в швейцарском воздушном пространстве над Боденским озером. Согласно материалам следствия, халатное отношение авиадиспетчеров к своим обязанностям стало причиной столкновения российского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний» с грузовым «Боингом-757» компании DHL, что повлекло гибель 71 человека, в том числе 69 россиян, в основном — детей, летевших на отдых в Испанию.

Перед судом предстали восемь человек: трое руководителей «Скайгайда», диспетчер Томас Кайзер, который отдыхал в момент авиакатастрофы, оставив напарника одного у пульта, и еще четверо сотрудников компании. Девятый и главный обвиняемый — Питер Нильсен, диспетчер, который корректировал движение самолетов, — был убит в феврале 2004 года российским гражданином Виталием Калоевым, потерявшим в катастрофе жену и двух детей.

Обвинение требовало для подсудимых наказание в виде лишения свободы до 15 месяцев. На заседаниях все они настаивали на своей невиновности. Так, Томас Кайзер заявил, что не считает себя ответственным, потому что действовал так, как это было принято в его компании.

В ночь трагедии Нильсен остался за пультом один, в то время как Кайзер отправился спать. При этом звуковая система оповещения об опасном сближении самолетов была выключена из-за профилактических работ, а также не работала основная телефонная линия. Диспетчер давал российскому самолету указание снижаться, в то время как бортовая система, призванная избегать столкновений, рекомендовала, наоборот, набирать высоту.

Нильсен находился на рабочем месте один и вынужден был переходить от одного пульта к другому, будучи физически не в состоянии осуществлять беспрерывный контроль за происходящим. Ошибочные указания Нильсена, по мнению прокуратуры, и стали причиной столкновения самолетов. Независимый эксперт, привлеченный судом, заявил, что такая практика «Скайгайд», когда в ночные дежурства за пультом оставался только один диспетчер, нарушает международные нормы контроля за воздушным пространством.

Вероятно, из-за того, что Нильсен не дожил до судебного процесса, который прошел в мае этого года, адвокаты обвиняемых постарались переложить всю вину именно на него.

В конце прошлого года ушел в отставку глава «Скайгайд» Ален Россье. Он признал, что в работе авиадиспетчеров компании «имели место серьезные упущения и нарушения». Занявший его место Френсис Шуберт полностью признал вину компании за трагедию и попросил прощения у семей погибших. Два проведенных расследования выявили в компании «Скайгайд» «организационные недостатки», которые, как утверждается, также способствовали тому, что произошла трагедия. Тем не менее семеро из обвиняемых по-прежнему работают в «Скайгайде».

P.S. В англоязычных источниках формулировка приговора — «непредумышленное убийство» (manslaughter).

1nsk