В понедельник, 20 августа, на Искитимской трассе перевернулся пассажирский автобус. Пострадали 9 человек, шесть из которых были госпитализированы, причем двое до сих пор находятся в реанимации. За последний месяц это второе крупное ДТП, в котором «засветились» автобусы искитимского ПАТП-1. Первое случилось 27 июля под деревней Елбаши: тогда автобус вылетел на полной скорости в кювет, пострадали два человека.
По версии самого водителя, в понедельничном ДТП всему виной было техсостояние автобуса, на котором он работал. Якобы, когда он стал подниматься в гору на третьей передаче, автобус неожиданно стал «захлебываться». Водитель попытался переключиться на пониженную передачу, выжал сцепление, но педаль провалилась, и он не смог переключиться. Автобус покатился назад, водитель стал жать на тормоз, но он тоже отказал. В итоге он съехал в кювет и перевернулся. С другой стороны дороги был карьер, если бы автобус съехал туда, последствия были бы еще страшнее.
На второй день после этой аварии, в среду, 22 августа, сотрудники 1-го отдельного батальона областного ГИБДД провели экстренную масштабную проверку всех служб искитимского предприятия. Проверка началась с контроля выпуска машин на линию. Из 24 автобусов, выехавших на работу, 16 оказались неисправными, а у одного из них не была зафиксирована даже рулевая тяга. Это означает, что при любом повороте рулевого колеса автобус мог стать неуправляемым. У всех неисправных автобусов забрали госномера, которые, правда, уже вернули в четверг, после того как механики устранили неисправности.
Но больше всего сотрудников ГИБДД поразила огромная переработка у водителей, некоторые из них работали неделями без выходных по 10 часов в сутки.
Больше других отличился некий водитель Кодаков: он работал с 1 по 23 августа без выходных дней в среднем по 12-13 часов в день. Водитель-виновник ДТП 20 августа тоже держался за баранку с 1 по 20 августа без выходных. «Возможно, в момент совершения ДТП он просто спал за рулем. Вообще, переработка у водителей дикая», – считает старший госинспектор 1-ого отдельного батальона ДПС Сергей Каурдаков. Сколько еще водителей сейчас «спит» за рулем в Искитиме – один из самых злободневных вопросов для сотрудников облГАИ. Помимо того, что никто из водителей не высыпается, они еще и работают на очень старой технике. «ПАЗики», на которых возят искитимцев, 89-96-го годов выпуска.
Справка: Согласно статистике ГИБДД НСО за период с января по август 2007 по вине водителей пассажирского транспорта в области было совершено 33 ДТП, в которых три человека погибли, а 57 получили травмы различной степени тяжести. Все смертельные случаи в ДТП были с участием автобусов.
Причина, по которой водители пашут как лошади, очевидна. С одной стороны, это желание заработать больше денег, с другой – просто некому работать. В последнем ГИБДД обвиняет руководство ПАТП-1. Мол, они не могут создать приемлемые рабочие условия и добиться через районную администрацию обновления автопарка.
Однако в самом ПАТП-1 причины такой переработки, которая, возможно, и является главной причиной двух этих ДТП на искитимской трассе, увидели совсем в другом. «Водителей не хватает не оттого, что зарплата маленькая или автобусы старые, хотя это тоже влияет», – сообщил высокопоставленный сотрудник ПАТП-1, попросивший не указывать его имени.
По его мнению, молодежь, которая могла бы у них работать, просто не может получить права. Сейчас в Искитиме обучение на категорию «Д», необходимую для вождения автобуса, стоит 15 тысяч рублей. Таких денег у потенциальных работников ПАТП-1 нет.
«В ГИБДД сами установили такие высокие цены за получение водительских прав, а теперь удивляются, что к нам никто не идет работать, и водители урабатываются и засыпают за рулем», – сказал он.
Итогом проверки стали штрафы, выписанные механикам, водителям и руководству организации, на общую сумму 8 тысяч рублей.