Так называемый женский «топографический кретинизм» вошел в легенды, и редкий мужчина хоть раз в жизни не посмеивался над заблудившейся буквально в трех соснах подругой — даже если это он сам плохо объяснил ей дорогу. Приходится констатировать, что до сих пор ученые в данном вопросе были на стороне сильного пола, но результаты последнего исследования грозят нанести мужскому самолюбию тяжелый удар. Оказывается, что женщины ориентируются в пространстве ничуть не хуже, если есть достойная цель — еда.
Все началось с того, что группа ученых из Калифорнийского университета, Санта-Барбары и Йельского университета решила проверить результаты более ранних многолетних исследований. Они, как и ожидалось, подтверждали тот факт, что представители сильного пола заметно лучше справляются с задачами на ориентирование в пространстве — например, по карте. Чтобы объяснить этот факт, проводились параллели с каменным веком — мол, для мужчин-охотников умение всегда находить нужную дорогу было жизненно важным, а для их жен, остававшихся дома, — нет. Звучит на первый взгляд убедительно, но образ древних женщин-домоседок является чистой фантазией. На самом деле они тоже отнюдь не сидели на месте, а занимались поиском съедобных плодов и кореньев.
Такое рассуждение навело ученых на мысль о том, что до сих пор авторы задач на ориентирование упускали из виду один важнейший фактор — пищевой. Стоило внести в методику изменения, как все сразу встало на свои места.
Ученые отправились на крупный фермерский рынок и опросили там 86 покупателей — 45 мужчин и 41 женщину. Всех их просили указать при помощи компаса, в каком направлении находится лоток, где те купили определенные продукты — например, клубнику или помидоры. Верность указанного направления наносилась на шкалу от нуля (абсолютно точно) до 90 градусов (совершенно неправильно). Результаты оказались поразительными.
«У мужчин погрешность при указании направления составляла 33 градуса, а у женщин – примерно 25, что на 27% превосходит результат мужчин», — сообщил один из исследователей, Макс Красноу. Кроме того, отметил он, женщины точнее указывали путь к высококалорийной пище, например, точка покупки пончиков откладывалось у них в памяти гораздо лучше, чем место нахождения лотка с зеленью.
Таким образом, исследование также показало, что женщины по способности ориентироваться в пространстве ничуть не уступают мужчинам, если есть достойная цель — например, пирожное с кремом. Ученые сформулировали ту же мысль в несколько иной форме. «По-видимому, у мужчин этот механизм постоянно работает в более активном режиме, тогда как у женщин он активизируется в особых ситуациях», — указал Красноу.