В России могут запретить оглашать показания свидетелей, которые не явились на процесс. Такую возможность рассматривает Верховный суд страны. Исключения могут быть сделаны в случае смерти, тяжелой болезни, если свидетель — иностранец или в случае стихийного бедствия.
По словам эксперта адвоката Сергея Жорина обеспечить явку свидетелей обязаны обеспечить обвинение и защита. Он выступает в поддержку такой инициативы. По его словам, в 90% случаев, когда свидетели являются лично, они так или иначе говорят не совсем то, что говорили в ходе следствия.
— Это связано с тем, что в основном показания свидетелей — это ответы на заданные вопросы. Часто ряд вопросов не задается или следствие подгоняет те или иные ответы под вектор следствия, — рассказал адвокат.
Как отметил Жорин, зачастую как следствие, так и суд идут по пути наименьшего сопротивления: они представляют уже «вылизанные» показания, суд оглашает эти показания. В итоге получается, что судебное разбирательство имеет в этом случае формальный подход.
— А на самом деле самое главное происходит в суде, когда разбиваются определенные свидетельские показания. Например, когда свидетель приходит и говорит, что подписал, но он не владеет русским языком, его просто попросили расписаться, или свидетелем оказывается сотрудник полиции или чей-то родственник, — сказал Жорин. — И мы большую ставку делаем на вызов свидетелей и допрос их в судебном заседании, потому что как минимум удается уточнить какие-то неясности, а в большинстве случаев удается узнать много больше.
Эксперт добавил, что оптимально было бы также обеспечить обязательное присутствие потерпевшего и понятых.
— Минусы тут в том, что недобросовестные обвиняемые могут сделать так, что свидетель не сможет прийти на процесс. Ему могут банально угрожать, либо красть у него из почтового ящика повестки, либо по дороге в суд устроить ДТП, и он не сможет покинуть это место, — пояснил Жорин.