— У Александра Мальцева нашли нитроглицерин, гремучую ртуть, тротил, гексоген, черный порох, тетронитрометан, — перечисляет Аягоз Ашимова, сотрудник Управления на транспорте МВД России по СФО. – В общей сложности около полутора десятков всевозможных взрывчатых веществ. Это в полтора раза больше, чем потребовалось террористам для взрыва «Невского экспресса»!
Мужчина в прямом смысле жил на «пороховой бочке». Он оказался просто фанатиком химических опытов.
— В 1994 году окончил факультет химии и биологии, даже хотел устроиться взрывником на шахту, но не срослось, поэтому пошел преподавать, — рассказал о себе на допросах в полиции Мальцев. – Дома все это время экспериментировал.
Жил химик-затворник в старенькой, давно некрашеной избе в частном секторе Новосибирска. Правда, завуч и директор даже подумать не могли, что учитель из их школы мастерит сокрушительные бомбы. Не со зла, а просто ради интереса. Причем опасное хобби чуть не стоило жизни экспериментатору и его соседям. При одном из опытов взрыва в квартире избежать не удалось. — Александр получил серьезные увечья, он лишился части левой руки и практически потерял зрение. Так, новосибирский химик стал инвалидом. Но проблемы со здоровьем не стали преградой для дальнейших экспериментов и преподавательской карьеры.
— В начале двухтысячных произошла трагедия, от болезни умер его сын. И это несчастье стало главной причиной развода с женой. Тогда-то Мальцев и перебрался в частный дом и начал строить настоящую химическую лабораторию. Здесь опыты химика стали серьезнее, — говорят полицейские.
Взрыв мозга
Реагенты для опытов учитель покупал обычно в хозяйственных магазинах или в аптеках. Периодически к экспериментам допускались ученики, но только те, что ходили к нему на дополнительные занятия в кружок по химии. Кстати, порой, именно дети бегали в магазины и аптеки, находя нужные элементы для взрывчатки.
Как ни странно, но Мальцева можно назвать преподавателем от бога – он без проблем готовил своих юных подопечных к поступлению в вуз. Дети смотрели на химика во все глаза, когда тот рассказывал об опытах. Полицейские, опрашивавшие бывших учеников Мальцева, были удивлены, услышав дружный ответ «Да он гений!».
На допросах Мальцев рассказывал подробности технологии изготовления того или иного вещества. Как только речь заходила о его работе, он менялся на глазах и начинал яростно защищать свое любимое дело, объяснять, что это все, чем он живет! И все время повторял: «Я никому не хотел навредить».
Александру предъявили обвинение по статье «Незаконные приобретение, хранение и перевозка взрывчатых веществ». Химик-экспериментатор отделался условным сроком, правда, теперь на преподавательской карьере сибиряка поставлен крест — он не сможет больше преподавать детям из-за судимости, хоть и условной.