В новосибирской полиции начинает работу отдел по борьбе с педофилами. Официальное название структуры: подразделение по борьбе с преступлениями против половой неприкосновенности. Они должны появиться во всех городах-миллиониках, правда, пока такого отдела нет даже в Москве. В Новосибирске повышать раскрываемость преступлений сексуального характера будут всего два человека, вместо положенных четырёх.
Планируется, что новое подразделение должно изменить сложившуюся практику, когда следствие по делам о сексуальном насилии над детьми длится годами, и зачастую материалы так и не доходят до суда. В Новосибирске такой отдел начнет работу раньше, чем в других регионах. В штатном расписании всего четыре человека, но полицейских это не смущает.
«Это можно представить в виде головы, мозгового центра, где будет скапливаться вся информация. Если в общем сказать, наши руки — участковые, ПДН и все остальные сотрудники», — комментирует заместитель начальника полиции Управления МВД по Новосибирску Виталий Крицкий.
Принципиальный момент: полицейские смогут собирать доказательную базу самостоятельно. Пока же оперативники не имеют права начинать работу без соответствующего заявления от потерпевших.
Необходимость в таком подразделении назревала давно, признаются в полиции. Количество преступлений сексуального характера растёт с каждым годом. Вот и в 2012 году зарегистрировано на десяток больше изнасилований. Впрочем, смогут ли 4четыре человека эффективно бороться с армией педофилов, вопрос пока открытый.
Муж Натальи Зыряновой, инвалид второй группы, осужден на 14 лет строгого режима за изнасилование падчерицы. Наталья уверена, что ее дочь попросту оговорила отчима, которого давно недолюбливала.
«Я считаю, что с первых дней «пришили». Что я говорила, следователь не записывал, угрожал мне. Сказал, что если будешь так, мы тебе наркоту подкинем. Экспертиза никакая не проводилась», — рассказывает жена осуждённого Наталья Зырянова.
Только спустя несколько месяцев после ареста Наталье удалось добиться проведения биологической экспертизы. Следов насилия не обнаружено. Но на эти документы никто внимания не обратил. Все обвинение построено исключительно на показаниях девочки.
«Получается таким образом, что есть у оперативных работников потребность быстро по горячим следам раскрыть преступление. И в принципе, бывает неважно, кто будет привлечён. Главное, есть раскрываемость, и это несёт галочки сотрудникам полиции», — считает адвокат по уголовным делам Наталья Епифанова.
Впрочем, в полиции уверяют, что никаких разнарядок по раскрываемости преступлений сексуального характера пока нет. Есть задача: собрать доказательства и довести дело до суда. А таких дел в производстве сейчас 150.