Препарат не имеет аналогов. И по словам медиков, это будет достойная и, возможно, более доступная замена сыворотке имунноглобулина. Но вот, когда именно новое лекарство попадет на аптечные прилавки, разработчики ответить затрудняются.
Открытие сибирских ученых основано на иммитации человеческих антител. Именно их сейчас используют при создании сыворотки иммуноглобулина. Но для получения этой, единственно действенной на сегодня вакцины, используется донорская кровь. Кроме того, есть риск осложнений при вакцинации.
«Мы генно-инженерным методом сконструировали вот это самое химерное антитело, которое имитирует те антитела, которые есть в донорской крови. Но получать его можно в стандартных условиях. И получать на выходе абсолютно безопасный препарат», — рассказывает заведующая лабораторией молекулярной микробиологии Нина Тикунова.
Так называемые химерные антитела используются в производстве многих медикаментов. Например, тех, что используются при лечении рака. Но этот препарат можно назвать уникальным — подобных лекарств от клещевого энцефалита не создавали в крупнейших фармацевтических компаниях Европы и Азии.
«В данный момент я как раз ищу клон определенный, который наиболее производительный, чтобы можно было получать в бОльших колличествах антитела и соответсвенно внедрять и помогать людям», — говорит сотрудник института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Андрей Андреев.
Пока препарат проходит доклинические испытания. Его тестируют на мышах. Но разработчики уже говорят о том, что результаты анализов превосходят ожидания. Иван Бойков заинтересовался исследованиями еще будучи студентом. Писал на эту тему курсовые и дипломные работы. Теперь образец нового лекарства в его руках. А позади несколько лет кропотливой работы.
«Процесс, как и любой процесс генной инженерии требует сосредоточенности, конечно, в первую очередь. Ну и анализа результатов, конечно», — Иван Бойков, сотрудник института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН
Когда лекарство окажется в аптеках, разработчики говорить не берутся. Сначала нужно приступить к клиническим испытаниям. После много бумажной работы — написание инструкции, стандартизация препарата, решение о финансировании предприятий, которые будут его выпускать. Этот процесс может занять около 5 лет. Но то, что новый препарат будет дешевле и доступнее нынешнего, говорят уже сейчас.