Боеприпасы, оставшиеся ещё со времён Великой Отечественной, уничтожали больше года. Эхо той войны доносилось до Новосибирска особо отчётливо в последние недели, когда военные взрывали в авральном режиме. Хотели успеть в срок. В домах ближайших к полигону деревень остались выбитые стёкла и потрескавшиеся стены.
30 последних взрывов — финал масштабной утилизация боеприпасов. Канонада, продолжавшаяся полтора года, смолкает. Уничтожение старых снарядов и пороха началось еще в марте прошлого года на восьми полигонах за Уралом. Эту меру посчитали необходимой после взрывов на 31-м арсенале Минобороны в Ульяновске. Тогда рвались тонны боеприпасов, осколки разлетались в радиусе сотен метров. Восемь человек погибло, двоих ранило, было повреждено более 200 жилых домов. Теперь можно будет закрыть хранилища боеприпасов вблизи населённых пунктов.
«Базы хранения, которые сейчас находятся близко к населённым пунктам, находятся вне рамок, положенных для хранения боеприпасов, будут выведены на удаление до 30 километров, чтобы было безопасно», — рассказал заместитель командующего 41 армии Виктор Остапов.
Часть того, что скопилось на военных складах ещё со времён Великой Отечественной войны, разобрали и отправили в утиль, остальное взорвали. На полигоне в новосибирском Шилово уничтожили 185 тонн артиллеристских снарядов образца 1941 года. За риск военнослужащие, в основном контрактники, получат весомую прибавку к зарплате. По 16 рублей за каждый взорванный снаряд.
«В ходе выполнения задач по уничтожению боеприпасов и сжиганию порохов личный состав проявил мужество, самоотверженность. Это сегодня можно расценивать, как подвиг! Выполнили все поставленные задачи», — говорит заместитель командующего 41-ой армией по воспитательной работе Юрий Евтушенко.
Военные уверяют, что все просчитали. Дескать, подрывы вели на безопасном расстоянии от домов, учли мощность ударной волны, вероятность того, что разлетятся осколки. Однако жалобы гражданских не прекращались все полтора года. И если горожан беспокоило лишь эхо взрывов, то жителям ближайших к полигону деревень предстоит ещё долго устранять их последствия.
Для Шилово это уже привычная картина. Днем над городом поднимается столб серого дыма, а по вечерам алеет зарево. За полвека существования средняя Ново-шиловская школа не разрушилась так сильно, как за один только прошлый год. Дело даже не в том, что капитального ремонта не было 15 лет. С тех пор, как на полигоне в десяти километрах от деревни начались взрывы, штукатурка сыпалась на головы учеников прямо на занятиях.
«Старшие как-то понимающие ребятишки — 10-ый, 11-ый классы. А для первых и вторых… Им не объяснишь, что идет уничтожение снарядов, что нужно потерпеть или переждать. Они пугаются, останавливаются и урок прерывается», — рассказывает, директор школы №82 Фаина Тимирова.
Каждый день в рамах бились стекла. Их меняли по несколько раз в месяц, подклеивали, завешивали одеялами. Каждый день на потолке появлялись новые трещины. С каждым новым взрывом они становились все больше. Люди боялись, что их и без того ветхие дома вот-вот развалятся на кирпичики.
Администрация школы давно уже свыклась с тем, что помощи ждать неоткуда. Писали и в администрацию президента, и министру обороны. Ответ был всегда один: людей просили подождать, пока письмо находится на рассмотрении. Теперь, когда ждать уже не надо, жители Шилово в отчаянии. Компенсировать ущерб военные не хотят.
«Мы обсуждали эти вопросы с администрацией Новосибирской области и с администрацией Кемеровской области. Если есть претензии, должна быть создана межведомственная комиссия, которая способна будет установить причину повреждений в зданиях и домах и решения, ну скажем, цивилизованным способом возмещения ущерба, если таковой будет», — говорит заместитель командующего 41-ой армией по воспитательной работе Юрий Евтушенко.
В эти выходные на Шиловском полигоне началась зачистка. Сапёры ищут неразорвавшиеся снаряды. Их также уничтожат. Отдельные, более слабые взрывы будут греметь еще несколько дней.