В 10:00 8 мая в частном секторе Нижней Ельцовки был открыт мемориальный комплекс «Ушедшим в вечность – вечная память».
Этот памятник необычен – эскиз к нему рисовался детьми, которые сегодня ходят в клуб «Потешные полки», а расположен комплекс на том самом месте, где в годы войны был распределительный пункт Нижнеельцовского сельсовета.
«Отсюда на войну ушел каждый третий, достигший 18 лет, из тех, кто жил в Нижней Ельцовке и ближайших деревнях», – рассказал Алексей Карабин, председатель совета ветеранов микрорайоне.
«Мы были детьми, мне было 11. Мы стояли на углу улицы Черносельской, а солдаты шли и шли мимо, пешком, прямо пешком до Новосибирска. Много солдат. Очень, очень много наших ребят из Нижней Ельцовки не вернулись. И отец мужа моего не вернулся, и муж моей сестры», – вспоминает Валентина Романовна Титова, которая всю жизнь прожила на соседней улице. Утром в воскресенье, 8 мая, на открытие нового памятника собрались почти все старожилы Нижней Ельцовки, ветераны и их близкие.
Памятник «Ушедшим в вечность – вечная память» необычен тем, что на гранитных досках – имена не только тех, кто воевал в Великую Отечественную, но и тех жителей Ельцовки и ее окрестностей, кто погиб в боях с Японией и в войну с Финляндией. «Это не героический мемориал, потому что мы не знаем судеб всех односельчан. Может быть, они даже не успели доехать на фронт – разбомбили где-нибудь колонну и все, – говорит Владимир Гаврилов, директор новосибирского отделения Российского Фонда Культуры, который взял на себя большинство организационной работы и финансовых вопросов – Здесь есть и имена тех, кто пропал без вести – в сталинское время их было не принято ценить, эта формулировка «пропал без вести» была какая-то … с душком. Но мы считаем, что те, чья судьба неизвестна, имеют право на память, потому что они сделали самое главное – они ушли защищать Родину. Они ушли в вечность, не вернулись, и потому им вечная память».
Всего на мемориале 198 имен – из книги памяти, которую создала Нинель Малиновская. «Были тяжелые 90-е годы, я бегала в резиновых сапогах по улочкам Ельцовки, стучалась во дворы и собирала сведения о наших земляках, потом сидела в военных архивах… Когда пришло время издавать книгу, ни у кого не было на это денег. Но Валентин Афанасьевич Коптюг нашел возможность, в то голодное время это был как гражданский подвиг», – вспоминает Нинель Мироновна.
Открытие было торжественным и трогательным одновременно. Выступавшие сглаживали пафос речей искренним волнением – Алексей Андреевич Карабин, председатель совета ветеранов Нижней Ельцовки, так разволновался, что, сбившись, досадно промолвил в микрофон: «Эх, черт побери… Простите меня». Караул у памятника несли дети и подростки – и строгость их чеканного шага была тем очаровательнее, что с ненастоящими автоматами вышагивали девчонки с бантиками и розовыми шнурками на кедах. А когда пел хор, плакали, наверное, все, кроме самых маленьких детей, которые еще не знают, зачем тут плакать.
Мемориальный комплекс еще не закончен – до конца лета планируется сделать освещение, дорогу, автостоянку рядом, а на ближайшие три года в планах – создать музей военной техники под открытым небом и за памятником построить здание для патриотического клуба «Потешные полки», который принимал непосредственное участие в реконструкции комплекса.
Как рассказал его руководитель Сергей Навальнев, дети сами придумали эскиз памятника, придумали, что на нем должна быть изображена мать с ребенком – ведь каждый солдат, прежде всего, воюет за свою семью и каждая семья всегда продолжает ждать своего солдата домой, даже когда приходит похоронка.
«Здесь был клуб, который в годы войны был распределительным пунктом, сюда же поставляли военную корреспонденцию, многие здесь получали похоронку, поэтому это место полито слезами», – говорит Алексей Карабин.
Художественную законченность эскизу предал скульптор Джамал Калашян. По его словам, работа над центральной скульптурой и пилонами заняла около года. Как рассказал Владимир Гаврилов, плиты на мемориале еще будут дополняться именами – работа следопытов и хранителей памяти продолжается.
«Мужа моей сестры, Ивана Стрежнева забыли. Константина, его брата, написали, а Ваню забыли. Совсем молодой ушел, погиб, сестра одна осталась, – сокрушается на эти слова моя собеседница Валентина Романовна, но добавляет – Ох, хороший памятник, хороший. Говорю я им – ребята, сложили головы на войне, но имена ваши помнят, не переживайте».
фото автора