На Украине пытаются сделать туристической достопримечательностью Чернобыльскую АЭС. За 100 долларов, а именно столько стоит тур в зону отчуждения, можно сфотографироваться на фоне станции, пройти по улицам мертвого города Припять и даже пообедать в местной столовой.
Масштабный проект украинских властей оценил корреспондент НТВ Айрат Шавалиев:
Граница 30-километровой зоны отчуждения… Паспортный контроль проходят на фоне вполне пасторальных пейзажей. Во время инструктажа гости впервые понимают, что это все-таки экстремальный туризм. В памятке написано, что запрещено ставить на землю видеотехнику, носить открытую обувь, короткие штаны, а также сказано, что всю ответственность за свое здоровье люди несут сами.
Иностранные журналисты из России, Германии и Америки должны своими репортажами сделать из Чернобыльской зоны зону туристическую. Иногда достопримечательностью является то, что увидеть невозможно.
Юрий Татарчук, заместитель начальника международного отдела агентства «Чернобыльинтеринформ»: «Населенный пункт полностью захоронен. Справа и слева мы можем видеть небольшие холмики со знаками радиоактивности на поверхности. Это те места, где когда-то были строения».
Заказать экскурсию в Чернобыль можно уже много лет, но теперь украинские власти решили поставить дело на широкую ногу. Интерес должна подогреть грядущая в апреле серьезная дата — 25-я годовщина страшной трагедии. Гид Юрий находит для рекламы маршрута нужные слова.
Юрий Татарчук: «Глядя на все эти брошенные дома, глядя на те самые дозиметры и понимая, что такое радиация, так или иначе любая поездка сюда, я думаю, способна изменить человека».
О приближении к эпицентру зоны извещает дозиметр Юрия. Он начинает выть сиреной.
Юрий Татарчук: «Весь старый лес захоронен, однако мы видим, что уровень радиации по сей день довольно-таки высокий на данном участке».
У известного на весь мир четвертого энергоблока радиационный фон — около тысячи микрорентген. Норма — 12. Экскурсовод успокаивает разволновавшихся иностранцев.
Юрий Татарчук: «Естественно, подобные дозы радиации не являются смертельными».
Если рассматривать чернобыльскую зону как достопримечательность, то самый открыточный вид Чернобыля — на четвертый взорвавшийся энергоблок с саркофагом, построенным над ним. Пока все щелкают затворами, гид рассказывает, что старый саркофаг должен продержатся еще лет 15. Строительство нового сейчас финансируют европейские страны.
Напоследок авторы маршрута оставили самое гнетущее место в зоне отчуждения. Ничто так не поражает приезжих, как мертвый город энергетиков Припять с его центральной площадью, знаменитой телефонной будкой на углу и брошенными наспех помещениями. Тут становится понятно, что масштабные планы украинских властей под угрозой. Так, на немецких туристов рассчитывать, кажется, не стоит.
Дорис Хейманн, корреспондент газеты «Рейнише Пост»: «В Германии вообще большой страх перед атомной энергией. Я думаю, что большинство людей боятся сюда приехать».
На свободу — с чистыми подошвами. Старомодный радиологический контроль превышения фона не показал. Такой дневной тур будет стоить до 100 долларов на человека. Есть у организаторов и еще одна надежда — в следующем году на Украине пройдет чемпионат Европы по футболу. Если подкачает, к примеру, готовность спортивных объектов, то туристы всегда могут рассчитывать на страшную, но верную достопримечательность — Чернобыльскую АЭС.