Проект студентов из НГУ «Наука – детям», который поддержал Благотворительный фонд В. Потанина, признан лучшим реализованным волонтерским проектом 2009 года, сообщает пресс-служба университета. Суть проекта заключается в приобщении школьников к науке. Студенты разных факультетов НГУ читают лекции и проводят интересные опыты для учащихся школ Новосибирска.
За год в проекте приняли участие семь школ Новосибирска: школы № 121, 61, 162, школа «Умка», гимназии № 3 и № 6, а также лицей № 95.
Всего студенты-волонтеры провели больше 100 часов интерактивных лекций и 7 экскурсий в различные научно-исследовательские институты. Участие приняли более 1000 ребят разных возрастов: от дошкольников до старшеклассников. Сейчас проект «Наука – детям» реализуется при поддержке Фонда «Эндаумент НГУ».
Занятия проводятся по предметам естественно-научного и точного профиля: физика, химия, биология, математика, геология и геофизика.
Проект «Наука – детям» реализуют студенты-волонтеры. В прошлом году команда насчитывала порядка 30 человек, состав продолжает пополняться. Недавно организаторы проекта начали сотрудничать с Советом научной молодежи СО РАН.
«В планах работать и работать, по возможности, не один год. А то, что проект волонтерский – так это скорее плюс, – рассказывает руководитель проекта Александра Трушина, магистрантка Физического факультета НГУ. – Каждый участник нашего проекта «заражен» идеей, энтузиазмом и желанием участвовать в полезном деле».
Лекциями такой формат работы можно назвать разве что только для краткости. Скорее это интерактивные занятия, к которым каждая группа (по каждому предмету) готовится самостоятельно. Обязательное условие – лекция должна быть понятной неспециалисту и с красочной презентацией.
«Мы стараемся рассказывать материал по-разному, в зависимости от возраста школьников, которые приходят нас послушать, – рассказывает Александра Трушина. – Ведь у 5-7-классников, например, не было ни физики, ни химии, ни молекулярной биологии – их нужно знакомить с наукой, а выпускникам можно рассказать что-то серьезнее, ориентируясь на уже полученные ими знания».
Например, занятия в начальных классах – это нескончаемый поток вопросов от любознательной аудитории и демонстрация опытов. А старшеклассникам, которым предстоит в скором времени выбирать специализацию, «лекторы» отдельно рассказывают о своей работе, об общих перспективах научной деятельности и возможностях специальности. Но чаще всего на лекции приходят ученики всех классов – с 5 по 11. «В этом случае, приходится готовиться отдельно – чтобы было понятно младшим и не скучно старшим», – объясняет Александра.
После каждой лекции проводится анкетирование. Результат – почти 100 % школьников хотят поучаствовать в подобном проекте еще раз.
«Из анкетирования мы узнали, что многие из ребят совершенно не представляют, чем занимаются ученые, что изучают разные науки. Возможно, для большинства из них наука приравнивается к решению задачек у доски, контрольных, что мало связано с реальностью. Например, сложно, на первый взгляд, представить, как задачка про «брусок, катящийся по наклонной плоскости» может помочь во взрослой жизни. Мы стараемся показать, как школьные знания могут помочь в будущем. А когда понимаешь зачем что-то нужно, то уже по-другому относишься к знанию. Вряд ли хоть кто-то мечтает заниматься тем, что кажется бесполезным и скучным».