На минувшей неделе (11 августа) была обнародована правительственная стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года.
Авторы отмечают: из-за сурового климата стоимость жизни и бизнеса в регионе на 25-40 % выше, чем в европейской части страны, дорог и аэропортов не хватает, связи между субъектами развиты слабо.
Главная угроза для Сибири – это закрепление за ней роли сырьевого придатка развитых стран.
Чиновники говорят о необходимости развития в Сибири перерабатывающих производств, науки и туризма. Среди приоритетов названы биотехнологии, машиностроение, производство целлюлозы, бумаги и мебели, медицинского оборудования, развитие агропромышленного комплекса, строительство доступного социального жилья.
На базе университетов Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Новосибирска и Кемерова могут быть образованы национальные исследовательские университеты. По задумке, эти университеты будут создавать опытные образцы инновационных технологий мирового уровня, в Сибири же они и будут внедряться в производство.
А туристов могут привлечь не только красоты Байкала, но и многочисленные термальные источники, запасы лечебной грязи, лесные массивы и живописные ландшафты, говорится в документе.
Эксперты относятся ко всем этим внешне правильным намерениям скептически: правительственные чиновники не обозначили источника инвестиций. Более того, не рискнули даже обнародовать «цену вопроса».
В «черновике» документа ее называли: 1,5 триллиона (!) рублей, – но из итоговой версии эту сумму решили убрать. А без оценки затрат и ответа на вопрос, кто будет вкладывать эти деньги в Сибирь, стратегия теряет смысл.
Директор Института региональной политики Булат Столяров, комментируя документ журналистам, назвал его «пособием по природоведению».