Против ювенальной юстиции выступила милиция

На круглом столе, прошедшем 9 июня в Новосибирске, против введения ювенальной юстиции как отдельного «детского правосудия» выступили представители правоохранительных органов


На круглом столе, прошедшем 9 июня в Новосибирске, против введения ювенальной юстиции как отдельного «детского правосудия» выступили представители правоохранительных органов, а именно Анна Чеботарева, начальник отдела ГУВД Новосибирской области по делам несовершеннолетних.

«У нас без всяких ювенальных технологий достаточно сложно привлечь ребенка к уголовной ответственности», – заявила она. А введение особых «детских судов» и новый подход к «детской» преступности приведет к снижению ответственности за противоправные действия, считают «антиювеналы».

Одна из проблем, которые ювенальная юстиция призвана решить, – «ненадлежащее воспитание» детей. Ювенальная юстиция предполагает создание новых механизмов контроля, призванных более тщательно отслеживать возможность жестоко обращения с детьми в семьях.

Но Наталья Щетилова, сопредседатель Новосибирского отделения Всероссийского общественного движения «В защиту Детства», считает, что эта проблема не так велика, как внимание к ней. В подтверждение своих слов она указывает, что в Новосибирской области, в которой проживают более 400 тысяч несовершеннолетних, было заведено чуть больше 140 уголовных дел по факту жестокого обращения с детьми, из которых лишь 20 % – то есть всего около 30 – достигли суда. «Случаев больше в десятки или в сотни раз», – говорит Анна Чеботарева, начальник отдела ГУВД Новосибирской области по делам несовершеннолетних.

Да и главный психотерапевт Новосибирской области Владимир Завьялов, которому приходится ежедневно иметь дело с последствиями такого обращения, говорит: «Я далек от мысли, что в 99% семей все нормально. У родителей глубоко внутри есть чувство, что ребенок – это не большая ценность, а их собственность».

Однако «антиювеналы» полагают, что в случае введения новых механизмов контроля последствия могут быть непредсказуемыми. Они опасаются, что родители не смогут воспитывать детей по собственному усмотрению, находясь под угрозой того, что ребенка заберут из семьи.
«Ребенка ставят в угол – а он звонит по телефону и его забирают», – подобные случаи могут стать обычным делом, по мнению Ирины Вишневской, председателя Новосибирского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание».

Анна Чеботарева также не считает, что приоритет в воспитании детей должен быть отдан какому-либо официальному органу. Говоря о нынешней ситуации, она подмечает, что «милиция начинает заниматься проблемой детей тогда, когда все остальные эту проблему не смогли решить». По ее мнению, чтобы как-то улучшить ситуацию, всем взрослым людям без исключения стоит не только воспитывать своих детей, но и не быть равнодушным к соседям и их детям.

Введение обособленной системы судопроизводства, в рамках ювенальной юстиции, тоже ничего хорошего, по ее мнению, не принесет. Это неизбежно повлечет за собой рост преступлений среди несовершеннолетних.

Сам факт постановки вопроса о кардинальном преобразовании «детского законодательства» в России указывает на то, что с ним не все в порядке, что-то определенно нуждается в поправках.

Но не менее очевиден и тот факт, что если власти все-таки решат продвигать ювенальную юстицию, не прислушиваясь к голосу ее противников, это вызовет серьезное противодействие многих общественных организаций, родителей и педагогов.

Поэтому на данном этапе рассмотрения этого вопроса совершенно очевидна необходимость диалога между всеми, так или иначе причастными к воспитанию детей и имеющими свои взгляды на этот счет.

1nsk