«Не все идеально» – весьма аккуратный диагноз состояния новосибирских дорог. Не случайно, что главный гаишник области Сергей Штельмах уже и называл асфальтовые артерии отвратительными, и на глазок оценивал, что половина всех зимних и четверть летних ДТП – следствие внезапных ям, канав и кочек. Федеральные чиновники подтвердили: кризис, деньги Москва будет выделять только на Москву, а также на Сочи и знакомые проекты, например наш Третий мост. А с другой стороны, в деньгах ли проблемы? Цена 1 километра в России, по нестранным обстоятельствам, – одна из самых высоких в мире.
– Столько-то в длину, столько-то в ширину.
Вооружившись рулеткой, уголком и фотоаппаратом, фиксируют недостатки дорожного полотна. Искать особенно не приходится. На любой новосибирской улице полно улик. Но даже среди плохих дорог можно составить рейтинг наихудших.
Илья Балтемиров, председатель автоклуба: «Приведу наш ГОСТ: яма не должна превышать размеры 15 см в длину, 60 в ширину. Эта яма в обоих параметрах больше. Глубина должна быть не больше 5 см, а здесь 240 мм».
Водителям активисты откровенно мешают проехать, но ни тени раздражения. В знак солидарности даже сигналят.
– Плохая дорога, очень плохая.
Северный проезд вернее было бы именовать Северным проливом.
– Весла не выдаете?
Несколько километров ям и колдобин скрыты под водой. Только за двадцать минут видеосъемки на этом участке 6 автомобилей на одной и той же выбоине разбили бамперы.
– И это не самый глубокий участок.
Северный проезд – в планах Мэрии на ремонт. Правда, не первоочередной. До 9 мая должны привести в порядок центральные улицы мегаполиса. А уж после праздника и до отдаленных уголков руки дойдут. Пока же дорожники ставят только временные заплаты.
Начальник бригады дорожников: «Вот такая технология. – Будет держаться? – Не будет. – А зачем тогда? – Начальство спросите».
Начальник бригады дорожников: «Просто не можем по-другому. Лужи и поток идет. – А высушить? – Чем? – Струей воздуха. – Не поможет: смотрите, какой поток».
В Мэрии таких быстроделов обещали призвать к ответу. Служебная проверка, дисциплинарное взыскание как минимум.
Николай Диденко, заместитель мэра Новосибирска: «В лужи не должны были бросать – разберемся. В семье не без урода».
Едем дальше. Через пару километров та же картина. Только дорожники тут менее разговорчивые и более агрессивные. Все-таки они попались с поличным.
Ямочный ремонт. Ежегодная полумера. В Мэрии уверяют: бюджету такие временные заплаты дорого не встают.
Николай Диденко, заместитель мэра Новосибирска: «Технология такая есть – и ничего нового не придумаешь. Мы не от хорошей жизни это делаем. Мы знаем недостатки, но плюсов больше. Мы не позволяем дальше разрушаться участкам».
В последние годы много говорят о новых технологиях ремонта дорог. Но пока это лишь эксперименты. Основные работы идут традиционным способом, разве что контроль над качеством смеси совершенствуют.
Нина Хабарова, начальник испытательно-строительной лаборатории дорожно-строительного завода: «Мы здесь определяем водонасыщенность этих образцов. Это очень важный параметр. От него зависит долговечность покрытия».
Надежда Cоломонова, заместитель директора дорожно-строительного завода: «Насколько будет денег хватать! Сейчас текущие прошли торги, определены технические цели. Определен ряд улиц, по которым срочно нужно: первая очередь до 9 мая – нужно закрыть улицы, вторая очередь попозже. Цели определены. Будем латать те ямки, которые вдруг появились после этой ужасной зимы! «
Ремонтный бюджет в этом году основательно сокращен. В 2009 истратили 700 миллионов на реконструкцию и строительство дорог, в этом в два раза меньше.
Николай Диденко, заместитель мэра Новосибирска: «При первой возможности получения дополнительных доходов будет рассмотрен вопрос об увеличении расходов на капитальный ремонт дорог на территории нашего города».
Автоактивисты агитируют горожан, попавших в аварии по вине дорожников, не опускать руки, а судиться. Ехал, пробил колеса – готовь иск.
Елена Стеценко, пострадавшая: «Тронулись на светофоре: под лужей яму было не видно – у меня 2 колеса туда попали, одно ремонту не подлежит. В общем, теперь 2 колеса надо покупать».
В личном бюджете Елены Стеценко теперь брешь в размере 7 тысяч рублей. Плюс потерянное время и нервы. Таких пострадавших автоактивисты берут под свое крыло. Помогают связаться с юристом, составить исковое заявление. Они уверены: чем больше горожан будет отстаивать свои права, тем качественнее станет дорожное полотно.
Алексей Носов, координатор Федерации автовладельцев России: «Все что сейчас делается, чтобы составить мотивированную жалобу в прокуратуру, чтобы реально повлиять на наши дороги».
Сегодня карта-схема мегаполиса без карты выдающихся ям и колдобин – бесполезная вещь. Попасть в дорожный плен можно и на центральных улицах, и в трущобах. Зато весенняя распутица на руку жестянщикам, чьи прибыли резко взлетают.