Хочешь мира – готовься к войне. В научном центре «Вектор» разрабатывают вакцину против вируса иммунодефицита человека, продолжают работы над вирусом свиного гриппа и не забывают о давно забытой оспе.
4 февраля на ежегодной пресс-конференции, посвященной наступающему Дню Российской науки, генеральный директор ГНЦ ВБ «Вектор» Илья Дроздов поделился с журналистами некоторыми наиболее важными событиями прошлого года.
ВИЧ: 2 плохих и 1 хорошая новости
Напомнив о по-прежнему остро стоящей проблеме ВИЧ, Илья Дроздов сообщил, что в этой области произошли «3 сенсационных события: 2 плохих и одно хорошее». К хорошим относятся новости о вакцинах, наших и зарубежных.
«Недавно широкими экспериментами показана эффективность вакцин, сконструированных за рубежом при купировании процесса распространения ВИЧ. Эксперименты завершены, и показана 30 % эффективность защиты групп сравнений», – рассказывал г-н Дроздов.
«Радует, что «Вектор» пошел по этому пути и сегодня имеет такую вакцину. Вакцина «Комби-ВИЧ-вак» прошла доклинические испытания, и мы получили заверения государственного контролера, что она будет допущена к первой фазе клинических испытаний на ограниченном круге людей. Мы надеемся, что пройдем и эти испытания, потому что наша вакцина выгодно и в лучшую сторону отличается от зарубежной».
Что касается плохих новостей, сообщенных генеральным директором «Вектора», то первая из них касалась передачи вируса.
«Последние исследования американских и китайских ученых показали, что, скорее всего, вирус иммунодефицита человека, во всяком случае один из его мутантов, может передаваться со слюной. Что серьезно влияет на разработку соответствующих мер сдерживаемости его распространения», – сообщил Дроздов.
Другой грустной новостью стала переоценка роли микробицидов как профилактического средства, способного предотвращать передачу ВИЧ-инфекции. По словам г-на Дроздова, сегодняшняя научная общественность, специализирующаяся на работах в этой области, не получила ожидаемого эффекта.
Еще раз о «свином» гриппе
«Самое большое достижение в этой сфере нашей деятельности – создание и доклиническое испытание первой отечественной живой вакцины. Сегодня она генерируются в значительном количестве, достаточном, чтобы одноразово иммунизировать людей», – говорил Илья Дроздов.
«Вакцина призвана защитить население в случае второй волны заболеваний. Все вторые этапы известных нам 3 прошлых пандемий отличались большей летальностью. Так ли пойдет сценарий? Никто сегодня не знает. Мы можем лишь сказать, что есть факторы, свидетельствующие о необходимости серьезно опасаться и ожидать такого течения процесса. С другой стороны, до 15% людей переболело, огромное количество населения даже не знает, что было инфицировано, и множество человек было проиммунизировано. У нас создана огромная популяция, которая будет препятствовать второй волне, и если она случится, то не должна быть такой силы, как наблюдалась при пандемиях 20 века».
Высказался генеральный директор и по поводу обвинений в адрес ВОЗ о необоснованном нагнетании паники.
«Как бы ни было, на момент объявления пандемии угроза существовала. Два с лишним года ВОЗ предупреждала о возможных негативных исходах развития процесса, и она не несет ответственности за то, что процесс не был тем, каким он мог быть».
Мониторинг за процессом должен быть продолжен. Поэтому «Вектор» продолжает заниматься вирусом. «Этот вирус исключительно не похож на сезонный вирус, не похож на H5N1, этот вирус вообще довольно консервативен. Он не подвержен быстрым мутациям, которые бы делали его более опасным, чем известные нам сегодня вирусы», – рассказывал г-н Дроздов.
Старая новая оспа
«Особое внимание, которое уделяется «Вектору», продиктовано значимостью проблем, представляющих сегодня реальной угрозой. Например, для нас традиционной проблемой является проблема готовности к возможной активации очагов натуральной оспы», – сообщил Илья Дроздов. Он пояснил, что имеется в виду угроза, которая может исходить от вспышек оспы среди обезьян, наблюдаемых в Африке.
«Раньше мы применяли тотальную вакцинацию против оспы, и она перекрестно защищала и от оспы обезьян. Сейчас мы убрали эту вакцинацию. Однако природа не терпит пустоты и на нас надвигается новая, опасная и мало чем отличающаяся от натуральной оспа, просто еще не имеющая опыта распространения в человеческой популяции».
В связи с этим перед «Вектором» была поставлена задача сконструировать вакцину. Полученные препараты прошли первую фазу клинических испытаний с позитивными результатами.
Также от «Вектора» требовалось разработать лекарственное средство на случай, если заболевания будут завезены на нашу территорию. По словам г-на Дроздова, подобное лекарство уже имеется у американских коллег в Атланте.
«Мы осторожно попросили у них это средство через ВОЗ, но получили мягкий отказ. Совместно с институтами СО РАН и специализированными учреждениями были приняты меры по синтезу лекарства, – сообщил он и продолжил: – В итоге лекарственное средство сейчас синтезировано и проверено на суррогатных вариантах натуральной оспы. Препарат работает, и впереди у нас серьезные его доклинические и клинические испытания».
***
Рассуждая об успехах и проблемах, Илья Дроздов назвал самое главное «заболевание», угрожающее «Вектору». Это – сокращение финансирования. «Мы думаем, что процентов 30 будет сокращено, – говорил он. – Все, во что мы вложились, может замереть и не получить своего развития!»